Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. В.Я. Прошкина с. Шугурово Сосновоборского района Пензенской области Принята на педагогическом совете школы Протокол №1 от 31.08.2023 г. Утверждена Директор школы: _________Кротова Л.К Приказ № 175 от 31.08.2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» для обучающихся 5-9 классов с. Шугурово 2023 г Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» основного общего образования составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово Программа по родной (мордовской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. Программа по родной (мордовской) литературе нацелена на расширение читательских умений, сформированных на уровне начального общего образования, систематизацию представлений и углубление знаний обучающихся о творчестве национальных писателей, историческом и жанрово-родовом развитии мордовской литературы, овладение теоретико-литературной терминологией и умением её использования при анализе художественных произведений. В процессе освоения программы по родной (мордовской) литературе продолжается развитие устной и письменной речи, познавательной активности, логического мышления, самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Содержание учебного предмета «Родная (мордовская) литература» в 5–8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, в 9 классе – на историко-литературной основе. Содержание программы по родной (мордовской) литературе включает произведения мордовской литературы, обладающие художественно-эстетической ценностью и высоким духовно-нравственным потенциалом, составляющие историко-культурное достояние мордовского народа и соответствующие возрастным и психолого-педагогическим особенностям обучающихся на уровне основного общего образования. В программу по родной (мордовской) литературе вошли наиболее репрезентативные произведения мордовской литературы разных родов, жанров и жанровых разновидностей, отображающие историю, культуру, национальный менталитет и нравственные идеалы мордовского народа, ориентированные на воспитание общероссийской гражданской идентичности и сохранение этнокультурного своеобразия. В содержании программы по родной (мордовской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество, мордовская литература по периодам, литература других народов России в переводе на мордовский язык, теория литературы. Изучение родной (мордовской) литературы направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-нравственной личности на основе овладения духовными ценностями и культурой мордовского народа, отражёнными в произведениях художественной литературы; подготовка компетентного читателя с эстетическим вкусом через формирование культуры восприятия, умений анализа и объективной оценки художественных текстов; развитие коммуникативных умений, творческой, познавательной и мыслительной деятельности. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (мордовской) литературы – 153 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 17 часов (0,5 часов в неделю). Содержание обучения в 5 классе. Устное народное творчество. Мордовские народные сказки. Сказки о животных: «Сыре верьгизэсь ды Костя атя» (на эрзянском языке) («Старый волк и дед Костя»), «Кода кискась эстензэ ялга мусь» (на эрзянском языке) («Как собака себе друга искала»). Бытовые сказки: «Од ава» (на эрзянском языке) («Мачеха»), «Ведун» (на на эрзянском языке) («Колдун»). Малые фольклорные жанры. Народные загадки (загадки-метафоры, загадки-задачи, загадки-вопросы). Считалки. Скороговорки. Взаимосвязь фольклора и письменной литературы. Ф.С. Атянин. Сказка «Сельведь-богатырь» (на эрзянском языке) («Слезабогатырь»). Ф.С. Дурнов. Басня «Алашась ды сеськтне» (на эрзянском языке) («Лошадь и комары»). И.Е. Шумилкин. Басни: «Чаво Колоз» (на эрзянском языке) («Пустой Колос»), «Сея» (на эрзянском языке) («Коза»). М.А. Бебан. Басни «Кавонст част» (на эрзянском языке) («Двое часов»), «Левесь, Верьгизэсь ды Ривезесь» (на эрзянском языке) («Лев, Волк и Лисица»). Мордовская литература. Произведения о детях и прошлом родного народа. Ф.М. Чесноков. Рассказы: «Озяз Мика» (на эрзянском языке) («Воробей Мишка»), «Тетяка левкс» (на эрзянском языке) («Весь в отца»). П.С. Глухов. Рассказ «Кедровой пешть» (на эрзянском языке) («Кедровые орехи»). К.Г. Абрамов «Седикелень школасо» («Эрзянь цёра» романсто саевкс») (на эрзянском языке) («В старой школе», отрывок из романа «Сын эрзянский»). Произведения о животных, красоте родной природы и необходимости её сохранения. М.И. Безбородов. Стихотворения: «Вирь» (на эрзянском языке) («Лес»), «Сёксь» (на эрзянском языке) («Осень»), «Телесь сы» (на эрзянском языке) («Зима придёт»). И.П. Кривошеев. Стихотворения: «Тундо» (на эрзянском языке) («Весна»), «Вирьсэ» (на эрзянском языке) («В лесу»), «Тельня» (на эрзянском языке) («Зимой»), «Морынь весенень» (на эрзянском языке) («Пел я всем»). В.М. Лобанов. Рассказы: Калонь кунцицянь ёвтнемат» (на эрзянском языке) («Рыбацкие рассказы»), «Ломантне ды лейтне» (на эрзянском языке) («Люди и реки»). П.А. Ключагин. Рассказ «Нумолкай» (на эрзянском языке) («Зайчик»). А.С. Малькин. Стихотворения: «Килейне» (на эрзянском языке) («Берёзка»), «Вирь» (на эрзянском языке) («Лес»), «Телень мелодият» (на эрзянском языке) («Зимние мелодии»). А.У. Эскин. Стихотворения: «Чинь стямо» (на эрзянском языке) («Рассвет»), «Килей» (на эрзянском языке) («Берёза»), "Сёксень эскелькст» (на эрзянском языке) («Шаги осени»). Произведения о красоте души и внутреннего мира героя. В.И. Мишанина. Рассказ «Кинть ушодксозо» (на эрзянском языке) («Начало пути»). В.Г. Журавлёв. Рассказ «Тундонь налксемат» (на эрзянском языке) («Весенние игры»). Произведения о Великой Отечественной войне. С.С. Ларионов. Рассказ «Архип атянь ёлказо» (на эрзянском языке) («Ёлка деда Архипа»). В.Г. Журавлев. Стихотворение «Солдатонь ава» (на эрзянском языке) («Мать солдата»). Литература других народов России, зарубежная литература в переводе на родной язык. Отображение в фольклоре финно-угорских и самодийских народов России идеи защиты родной земли от иноземных захватчиков. Коми народная сказка «Виев Перя» (на эрзянском языке, перевод Ф.И. Сетина) («Богатырь Перя»). Ненецкая народная сказка «Превей ривезьке» (на эрзянском языке, перевод Ф.И. Сетина) («Умная лисичка»). Теория литературы. Устное народное творчество (фольклор). Понятие о видах (жанрах) устного народного творчества мордовского народа. Сказка, типы сказок. Загадка, считалка, скороговорка. Устное народное творчество и письменная литература. Прозаическая и стихотворная речь. Литературная сказка. Стихотворение. Басня. Рассказ. Понятие о теме, идее произведения, литературном герое. Пейзаж. Язык художественной литературы. Понятие об олицетворении, эпитете, сравнении, гиперболе, аллегории. Содержание обучения в 6 классе. Устное народное творчество. Волшебные народные сказки. Волшебные народные сказки: «Цёра-богатырь» (на эрзянском языке) («Сынбогатырь»), «Мазы Дамай» (на эрзянском языке) («Красавец Дамай»). Пословицы и поговорки. Легенды и предания мордовского народа. Мордовский народный эпос. Эпос «Масторава» (сост. Г.Я. Меркушкин, В.В. Горбунов, А.Д. Шуляев, А.М. Шаронов). Взаимосвязь фольклора и художественной литературы. К.Г. Абрамов. Поэма «Сараклыч». В.И. Радаев (Радин-Аловский). Легенда «Варда». Д.С. Куляскин. Сказка-поэма «Пичай». Мордовская литература. Произведения о смысле жизни, целеустремлённости, чести, трудолюбии, добросовестности, стойкости и выдержке, любви к родному краю. Н.И. Учватов. Роман «Маркуз и Лундан» (отрывки). В.И. Виард (Ардеев). Повести: «Кешань приключениянзо» (на эрзянском языке) («Приключения Кеши»), «Вирень вайгельть» (на эрзянском языке) («Лесные голоса»). Р.К. Орлова. Стихотворения: «Мордовиям, гайнек!» (на эрзянском языке) («Мордовия, звени!»), «Мокшонь кель» (на эрзянском языке) («Мокшанский язык»). Никул Эркай (Н.Л. Иркаев). Повесть «Алёшка» (на эрзянском языке). П.У. Гайни (Поздяев). Стихотворение «Чачома край» (на эрзянском языке) («Родимый край»). П.И. Левчаев. Рассказы: «Якиця-пакиця» (на эрзянском языке) («Бродяжка»), «Чомболксонь седей» (на эрзянском языке) («Сердце ласки»). В.Н. Радин. Рассказы: «Човаронь вечкицят» (на эрзянском языке) («Любители песков»), «Меельце эскелькс» (на эрзянском языке) («Последний шаг»). В.И. Нестеров. Стихотворение «Аванень» (на эрзянском языке) («Матери»). Произведения о Великой Отечественной войне. Р.Р. Федькин. Поэма «Вишка партизан» (на эрзянском языке) («Маленький партизан»). И.А. Калинкин. Стихотворения: «Кадозь кудо» (на эрзянском языке) («Заброшенный дом»), «Валонть виезэ» (на эрзянском языке) («Сила слова»). М.П. Девятаев. Повесть «Пленстэ – самолётсо» (на эрзянском языке) («Побег из ада»). А.М. Доронин. Рассказ «Стака онт» (на эрзянском языке) («Тяжёлые сны»). Стихотворения: «Сёрмань кандтниця» (на эрзянском языке) («Почтальонка»), «Ине Россия» (на эрзянском языке) («Великая Россия»), «Апак нарда сельведь» (на эрзянском языке) («Не вытертая слеза»). А.С. Кадоркин. Поэма «Давол» (на эрзянском языке) («Ураган»). Литература других народов России, зарубежная литература в переводе на родной язык. Е.И. Коньшина «Келем кис мелявтома» (на эрзянском языке, перевод М.П. Ереминой) («Тревога о родном языке»). Теория литературы. Особенности сказок волшебных, о животных, бытовых. Легенда, предание. Миф и мифология мордвы. Народный эпос. Произведения, созданные по мотивам устного народного творчества. Начальное понятие о конфликте в литературном произведении. Портрет литературного героя. Пословица и поговорка. Героическая поэма. Повесть. Метафора. Метафорический эпитет. Стихотворный ритм, рифма. Понятие о стихотворной системе. Содержание обучения в 7 классе. Устное народное творчество. Народные песни. Эпические песни: «Вирь чиресэ» (на эрзянском языке) («На опушке леса»), «Шаткинань паксясь» (на эрзянском языке) («Шаткинское поле»). Лирические песни: «Умарина» (на эрзянском языке) («Яблоня»), «Луга лангсо килейне» (на эрзянском языке) («На лугу берёзка»), «Дригань Федя» (на эрзянском языке) («Гришин Федя»). Произведения, созданные по мотивам устного народного творчества. Я.Я. Кулдуркаев. Поэма «Эрьмезь» (эрзянском языке). М.А. Бебан. Поэма «Ушмань Байкась» (на эрзянском языке) («Ушман Байка»). Мордовская литература. Произведения о прошлом родного народа, его традициях и стремлении к социальной справедливости. М.И. Безбородов. Повесть в стихах «Олячинь кис» (на эрзянском языке) («За волю»). К.С. Петрова. Драма «Ташто койсэ» (на эрзянском языке), («По-старинке»). А.И. Мокшони (Кочетков). Рассказ «Митрей» (на эрзянском языке) («Дмитрий»). Т.А. Раптанов. Повесть «Татю» (на эрзянском языке) («Татьяна»). П.И. Левчаев. Повесть «Кавонст кудат» (на эрзянском языке) («Двое сватов»). Ф.М. Чесноков. Драма «Кавто киява» (на эрзянском языке) («По двум дорогам»). Произведения о культуре и традициях мордовского народа, нравственной красоте и красоте родной природы, любви к Отчизне, героизме. Ю.Ф. Кузнецов. Повесть «Гайгиця баягинеть» (на эрзянском языке) («Звенящие колокольчики»). А.К. Мартынов. Стихотворение «Монь лемем – Россия» (на эрзянском языке) («Моё имя – Россия»). И.П. Кишняков. Рассказ «Самолетось понгсь пель потс» (на эрзянском языке) («Самолёт попал в облака»). Артур Моро (А.М. Осипов). Стихотворение «Русь» (на эрзянском языке), «Од пора» (на эрзянском языке) («Молодость»). В.И. Мишанина. Повесть «Пингень ортат» (на эрзянском языке) («Ворота времени»). А.П. Тяпаев. Рассказ «Ликшань ям» (на эрзянском языке) («Гречневая каша»). Повесть «Шабрат» (на эрзянском языке) («Соседи»). П.У. Гайни (Поздяев). Поэма «Таня» (на эрзянском языке). Произведения о Великой Отечественной войне. П.А. Ключагин. Рассказ «Ташто шинель» (на эрзянском языке) («Старая шинель»). А.С. Малькин. Стихотворение «Карготне тердить ки лангов» (на эрзянском языке) («Журавли зовут в дорогу»). А.С. Щеглов. Повесть «Алкуксонь вечкема» (на эрзянском языке) («Настоящая любовь»). В.Н. Радин. Повесть «Весе минь ломанттяно» (на эрзянском языке) («Все мы люди»). Литература других народов России. Сходство тематики мордовской и марийской литератур. А.Т. Тимиркаев. Стихотворение «Мари» (на эрзянском языке, перевод В.Г. Журавлева) («Мой марийский народ»). Теория литературы. Народные эпические и лирические песни. Литература как вид искусства. Реальная основа и вымысел в художественном произведении. Характер литературного героя, основные средства его изображения. Автор и рассказчик. Выражение позиции автора. Сюжет и его функции, элементы сюжета. Композиция лирических и эпических произведений. Основные элементы композиции (портрет, пейзаж, интерьер, диалог, монолог, антитеза). Понятие о юморе. Эпос. Лирика. Драма. Лирическое стихотворение. Поэма. Специфика языка художественной литературы. Силлабическое стихосложение, наиболее распространённые силлабические размеры в мордовской литературе. Силлаботоническое стихосложение. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Содержание обучения в 8 классе. Устное народное творчество. Семейно-бытовые традиции мордовского народа. Свадебно-обрядовая поэзия «Мокшэрзянь свадьба» (отрывки на эрзянском языке) («Мордовская свадьба») (собиратель М.Е. Евсевьев). Сказительское творчество мордвы как самобытное явление словесного искусства. Е.П. Кривошеева. Плач «Вай, а удован» (на эрзянском языке) («Ой, не могу уснуть»). Песня «Пиже садсо, мазый садсо» (на эрзянском языке) («В зелёном саду, в прекрасном саду»). Ф.И. Беззубова. Сказание «Стинь чоподова-зорява» (на эрзянском языке) («Проснулась ни свет, ни заря»). Песня «Адядо, браттнэ, минек масторов» (на эрзянском языке) («Приезжайте, братья, к нам»). С.М. Люлякина. Песня «Ливтить письмарт» (на эрзянском языке) («Летят скворцы»). Сказания: «Седейризкс» (на эрзянском языке) («Сердечная боль»), «Ёвкссо ёвтнесызь, моросо морсесызь» (на эрзянском языке) («В сказках рассказывают, в песнях воспевают»). Мордовская литература. Произведения, отображающие историю мордовского народа. В.М. Лёвин. Повесть «Гурьян» (эрзянском языке). П.С. Кириллов. Драма «Литова» (на эрзянском языке). С.С. Ларионов. Повесть «Чачинь-касынь» (на эрзянском языке) («Детство»). Произведения о Великой Отечественной войне. В.П. Арапов. Рассказ «Лутазь теште» (на эрзянском языке) («Оторванная звезда»). П.С. Кириллов. Стихотворение «Войнань киява» (на эрзянском языке) («По дорогам войны»). Л.Ф. Макулов. Рассказ «Мокшава» (на эрзянском языке) («Мокшанка»). Повесть «Кренч» (на эрзянском языке) («Ворон»). В.Л. Алтышкин. Рассказ «Синдезь эрямо» (на эрзянском языке) («Сломанная жизнь»). А.С. Малькин. Поэмы «А куломадо» (на эрзянском языке) («О бессмертии»), «Лембе пильге эскелькст» (на эрзянском языке) («Тёплые следы»). Произведения о взаимоотношениях людей, смысле жизни, нравственной красоте, о необходимости оберегать красоту родной природы. Г.Я. Меркушкин. Пьеса «Поэтэнть тештезэ» (на эрзянском языке) («Звезда поэта»). Л.П. Седойкин. Рассказ «Меельце пиземесь» (на эрзянском языке) («Последний дождь»). И.Н. Кудашкин. Поэма «Мазый мором – пичень порам» (на эрзянском языке) («Моя красивая песня - сосновая роща»). К.Г. Абрамов. Комедия «Эрьванть эсензэ ормазо» (на эрзянском языке) («У каждого своя болезнь»). И.М. Девин. Стихотворения: «Сэредькс» (на эрзянском языке) («Боль»), «Сэняжа» (на эрзянском языке) («Синева»), «Чапамонь пиземеть» (на эрзянском языке) («Кислотные дожди»). А.В. Арапов. Стихотворения: «Каргтне ливтить» (на эрзянском языке) («Журавли летят»), «Васенцесь – прядовиця морось» (на эрзянском языке) («Первый – завершающаяся песня»), «Больницянь мором» (на эрзянском языке) («Моя больничная песня»). Г.И. Пинясов. Рассказ «Аванстэнь – больницяв» (на эрзянском языке) («В больницу к маме»). Н.И. Ишуткин. Стихотворения: «Пазонь казне» (на эрзянском языке) («Божий дар»), «Инже» (на эрзянском языке) («Гость»), «Кемемань штатол» (на эрзянском языке) («Свеча веры»). В.И. Мишанина. Пьеса «Кочкодыкень буестэ тейтерька» (на эрзянском языке) («Девочка из племени перепёлки»). М.И. Брыжинский. Рассказ «Идам ды Эва» (на эрзянском языке) («Адам и Ева»). Литература других народов России, зарубежная литература в переводе на родной язык. Венгерский поэт Ш. Ременик. Стихотворение «Вал» (перевод на эрзянский язык Т.П. Мокшановой). Теория литературы. Фольклор как вид искусства. Жанровые формы фольклора. Сказительское творчество. Свадебно-обрядовая поэзия. Традиции устного народного творчества в литературе. Художественный образ. Лирический герой. Углубление понятия о сюжете и композиции эпических и драматических произведений. Перипетии как структурообразующий компонент сюжета. Роль лирических отступлений в выражении авторской позиции. Основные драматические жанры в родной литературе: драма и комедия. Понятие о жанрах фантастики. Функции изобразительно-выразительных средств языка. Понятие о символе. Обогащение понятий о ритме и рифме. Пауза как элемент стиха. Содержание обучения в 9 классе. Устное народное творчество. Фольклорная основа произведений основоположников мордовской литературы. Формы и способы использования фольклорно-этнографического материала в произведениях З.Ф. Дорофеева, М.И. Безбородова, Д.И. Морского, И.П. Кривошеева, А.М. Моро. Мордовская литература. Мордовская литература на начальном этапе развития (конец XIX - первая треть XX века). Возникновение самобытной мордовской национальной литературы в дооктябрьский период. Причины её зарождения на русском языке. С.В. Аникин. Рассказы: «Чардыменть чиресэ» (на эрзянском языке) («На Чардыме»), «Холерань ие» (на эрзянском языке) («Холерный год»). З.Ф. Дорофеев. Стихотворения: «Русь» (на эрзянском языке), «Учителень шапка» (на эрзянском языке) («Шапка учителя»), «Нурсемань моро» (на эрзянском языке) («Колыбельная»). А.И. Завалишин. Рассказ «Содавиксэкс эзь тее» (на эрзянском языке) («Не признал»). Д.И. Морской (Малышев). Поэма «Ульяна Сосновская» (на эрзянском языке). Становление и развитие мордовской литературы на национальном языке. Обзорная характеристика основных достижений писателей в жанре рассказа (Ф.М. Чесноков, А.И. Мокшони), романа (Т.А. Раптанов), стихотворения и поэмы (М.И. Безбородов, А.М. Моро), драмы (Ф.М. Чесноков, К.С. Петрова, П.С. Кириллов), комедии (В.М. Коломасов). В.М. Коломасов. Роман «Лавгинов». История создания произведения, его художественно-эстетическая ценность. Мордовская литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Основные жанры мордовской литературы периода Великой Отечественной войны в творчестве И.З. Антонова, М.А. Бебана, И.М. Девина, С.В. Кинякина, П.С. Кириллова, А.С. Малькина, А.К. Мартынова, А.С. Щеглова, Н.Л. Эркая. Творчество мордовских писателей, погибших в годы войны (А.Ф. Зиньков, А.В. Рогожин, Ф.С. Дурнов, Г.И. Ельмеев, А.М. Юргай (Сафронов), С.И. Родькин, П.Д. Кономанин). М.А. Бебан (Бябин). Стихотворение «Бути улевлинь нармунь» (на эрзянском языке) («Если был бы я птицей»). А.Д. Куторкин. Роман в стихах «Покш ки лангсо умарина» (на эрзянском языке) («Яблоня у большой дороги»). Мордовская литература 1960-х – первой половины 1980-х годов. В.К. Радаев. Поэма «Сияжар» (на эрзянском языке). К.Г. Абрамов. Роман «Эрзянь цёра» (на эрзянском языке) («Сын эрзянский»). Ю.Ф. Кузнецов. Рассказ «Ёжов» (на эрзянском языке) («Хитрый»). С.В. Кинякин. Стихотворение «Азортомо мельть» (на эрзянском языке) («Мысли без хозяина»). Поэма «Тетянь обуця» (на эрзянском языке) («Отцовский характер»). М.И. Брыжинский. Повесть «Половт» (на эрзянском языке) («Набат»). И.М. Девин. Поэма «Сехте сэнь морясь» (на эрзянском языке) («Самое синее море»). Г.И. Пинясов. Повесть «Пси кизэ» (на эрзянском языке) («Жаркое лето»). И.А. Калинкин. Венок сонетов «Ине Эрьзянень пшкадема» (на эрзянском языке) («Обращение к великому Эрьзе»). М.Л. Сайгин. Рассказ «Кучовт» (на эрзянском языке) («Посыльный»). Современная мордовская литература (1985 – 2010-е годы). А.М. Доронин. Роман «Кочкодыкесь – пакся нармунь» (на эрзянском языке) («Перепёлка – птица полевая»). А.В. Арапов. Стихотворения: «Седейде моро» (на эрзянском языке) («Песня о сердце»), «Цёрань моро» (на эрзянском языке) («Сыновняя песня»), «Ава лайши» (на эрзянском языке) («Женщина причитает»). В.И. Мишанина. Рассказ «Сокор веле» (на эрзянском языке) («Слепая деревня»). Н.И. Ишуткин. Поэма «Пайстомо Русь» (на эрзянском языке) («Обездоленная Русь»). Литература других народов России, зарубежная литература в переводе на родной язык. Отражение общечеловеческих ценностей в произведениях российских и зарубежных писателей. Венгерский писатель Д. Костоланьи. Рассказ «Панжома» (на эрзянском языке, перевод Н.И. Ишуткина) («Ключ»). Теория литературы. Понятие об истории литературы и литературной критике. Литературный процесс как историческое движение мордовской литературы. Художественный метод и литературное направление. Особенности реализма как направления в родной литературе. Художественное произведение как единое целое. Содержание и форма художественной литературы. Тема, проблема, идея и пафос как компоненты содержания художественного произведения. Композиция и язык произведения как основные элементы формы. Художественное время и пространство. Анализ литературного произведения. Выявление авторской позиции в процессе анализа. Типы авторской эмоциональности. Автор и герой. Образы-символы в литературе. Сатирические и юмористические жанры в мордовской литературе. Роман. Сонет. Эссе. Фольклорное и литературное стихосложение. Особенности мордовского стихосложения. Планируемые результаты освоения программы по родной (мордовской) литературе на уровне основного общего образования. В результате изучения родной (мордовской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (мордовской) литературы; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы, активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности; 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (мордовского – мокшанского или эрзянского) языка и родной (мордовской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений мордовской литературы, а также русской и зарубежной литературы; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в мордовской литературе; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений мордовского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. В результате изучения родной (мордовской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании; давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (мордовской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке родной (мордовской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: понимать образную природу литературы, особенности отображения в литературном произведении литературных героев, пейзажей, событий; определять главные отличительные признаки прозы и поэзии, различать основные жанры мордовского фольклора (народная сказка, загадка, считалка, скороговорка) и художественной литературы (литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение); анализировать литературное произведение: определять тему и идею (основную мысль) произведения, характеризовать сюжет и композицию, находить в тексте эпитеты, олицетворения, гиперболы, понимать их художественную значимость, определять значение использованных в баснях аллегорий; характеризовать и сопоставлять героев произведения; выявлять отражённые в литературных произведениях нравственные ценности, их общность с произведениями других народов; пересказывать текст произведения, владеть различными видами пересказа; устно и письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту, выражать своё отношение к произведению, самостоятельно формулировать вопросы, участвовать в диалоге о прочитанном; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения. Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: анализировать литературное произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему и идею, выявлять нравственную основу, определять особенности сюжета, характеризовать героев, в том числе на основе сопоставления, выявлять роль того или иного персонажа в раскрытии темы художественного произведения; понимать сущность теоретико-литературных понятий (волшебная сказка, пословица, поговорка, легенда, предание, повесть, поэма, конфликт, портрет литературного героя, гипербола, сравнение, метафора), использовать освоенные термины в процессе анализа произведений; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев; пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка; давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения, вести диалог о прочитанном, формулировать и выражать (устно и письменно) собственное отношение к прочитанному, аргументируя высказывание фрагментами из текста. Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: выделять нравственную проблематику фольклорных текстов, в том числе мордовского эпоса «Масторава», выявлять особенности представлений родного народа о нравственном идеале, национальном характере; определять специфику авторских произведений, созданных по мотивам устного народного творчества; устанавливать связи литературных произведений с эпохой их создания, выявлять авторскую позицию; анализировать произведение в единстве формы и содержания: определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и основной конфликт произведения, особенности сюжета и композиции; характеризовать героев произведения и их роль в развитии сюжета, приводить сравнительные характеристики героев одного или нескольких произведений, оценивать характер и поступки героя литературного произведения; понимать особенности мордовского стихосложения (ритм и рифма, силлаботоническое и силлабическое стихосложение, двусложные и трёхсложные размеры силлабо-тоники); участвовать в учебных дискуссиях по прочитанному произведению, выступать с сообщениями, создавать творческие работы на литературную тему; писать сочинения на основе прочитанных художественных произведений и личных читательских впечатлений; давать развёрнутый устный или письменный ответ на вопрос, используя фрагменты из текстов произведений, цитирование; пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами. Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: осознавать особенности мордовского сказительского творчества, его связь с фольклором и письменной литературой; понимать связь изображённых в произведениях событий с эпохой их написания, выявлять ключевые проблемы и нравственно-эстетическую ценность изучаемых произведений; устанавливать в процессе анализа произведения его принадлежность к литературному роду и жанру, понимать и формулировать тему, идею и пафос литературного произведения, характеризовать героев, определять элементы сюжета и композиции, изобразительно-выразительные средства языка, устанавливать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, находить прямые авторские оценки; определять силлабическую систему стихосложения, силлабические размеры, различать разные виды строф; использовать в процессе анализа и интерпретации произведения теоретиколитературные термины и понятия; писать сочинения на основе прочитанных художественных произведений и личных читательских впечатлений, создавать другие виды творческих работ; осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных формах (исследовательская работа, реферат, проект). Предметные результаты изучения родной (мордовской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: понимать родную литературу как явление национальной, общероссийской и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей мордовского народа, осознавать значимость чтения на родном (мордовском) языке для личностного развития и самосовершенствования; понимать закономерности развития родной литературы как историколитературного процесса в диалектической взаимосвязи с русской литературой и литературами других народов Российской Федерации; осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов разных родов и жанров, участвовать в их обсуждении, определять тему и идею, давать обоснованную нравственную оценку поступкам героев, аргументировать собственное отношение к героям произведения, объяснять мотивы их поведения; устанавливать причинно-следственные связи в действиях и поступках персонажей, определять наиболее значимые художественные детали, элементы сюжета и композиции, проблематику и идейный замысел произведения, художественные средства и их функции; выявлять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; использовать в процессе анализа и интерпретации произведения теоретиколитературные термины и понятия; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, иллюстраций, а также личного опыта; составлять тезисный план, конспект, готовить доклад, писать аннотации, сочинения, эссе, отзыв на прочитанное произведение, создавать проекты на заранее объявленную или самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему; самостоятельно выбирать литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации, для участия в дискуссии. Тематическое планирование 5 класс № п/п 1 2 Тема Устное народное творчество Взаимосвязь фольклора художественной литературы. и Колво часов Возможность использования Э(Ц)ОР 6 Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ Электронная коллекция произведений 6 3 Произведения о детях прошлом родного народа. и 7 4 Произведения о животных, красоте родной природы и необходимости её сохранения. 6 5 Произведения о красоте души и внутреннего мира героя. 3 мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. 6 Произведения о Отечественной войне. Великой 4 7 Литература других народов России, зарубежная литература в переводе на родной язык. 2 ИТОГО 34 Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Тематическое планирование 6 класс № п/п 1 2 Тема Устное народное творчество Мордовский народный эпос. Колво часов Возможность использования Э(Ц)ОР 5 Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ 5 3 Взаимосвязь фольклора художественной литературы. и 5 4 Произведения о смысле жизни, целеустремлённости, чести, трудолюбии, добросовестности, стойкости и выдержке, любви к родному краю. 9 5 Произведения о Отечественной войне. 7 Великой Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. 6 Литература других народов России, зарубежная литература в переводе на родной язык. 3 ИТОГО 34 Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Тематическое планирование 7 класс № п/п Тема Колво часов Возможность использования Э(Ц)ОР Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. 1 Устное народное творчество 4 2 Произведения, созданные по мотивам устного народного творчества. 6 3 Произведения о прошлом родного народа, его традициях и стремлении к социальной справедливости. 7 4 Произведения о культуре и традициях мордовского народа, нравственной красоте и красоте родной природы, любви к Отчизне, героизме. 7 5 Произведения о Отечественной войне. 7 Великой Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. 6 Литература других народов России. ИТОГО 3 34 Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Тематическое планирование 8 класс № п/п Тема Колво часов Возможность использования Э(Ц)ОР Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. 1 Устное народное творчество 4 2 Сказительское творчество мордвы как самобытное явление словесного искусства. 5 3 Произведения, отображающие мордовского народа. 7 историю 4 Произведения о Отечественной войне. Великой 6 5 Произведения о взаимоотношениях людей, смысле жизни, нравственной красоте, о необходимости оберегать красоту родной природы. 9 Литература других народов России, зарубежная литература в переводе на родной язык. 3 ИТОГО 34 6 Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Тематическое планирование 9 класс № п/п Тема Колво часов Возможность использования Э(Ц)ОР Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. 1 Устное народное творчество 2 2 Мордовская литература на начальном этапе развития (конец XIX - первая треть XX века). 3 3 Мордовская периода Великой войны и десятилетия. литература Отечественной послевоенного 3 4 Мордовская литература 1960х – первой половины 1980-х годов. 3 5 Современная мордовская литература (1985 – 2010-е годы). 3 Родная (мордовская) литература – Электронная школа. – URL: http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/ Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений. 6 Литература других народов России, зарубежная литература в переводе на родной язык. 3 ИТОГО 17 Электронная коллекция произведений мордовских писателей. – URL: https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.