Рабочая программа по родной литературе 5-9 кл ЭП

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. В.Я. Прошкина
с. Шугурово Сосновоборского района Пензенской области

Принята на педагогическом

Утверждена

совете школы
Протокол №1 от 31.08.2023 г.

Директор школы
Л.К. Кротова
Приказ № 175 от 31.08.2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета «Родной язык»
для обучающихся 5-9 классов

с. Шугурово 2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» основного общего
образования составлена на основе основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина
Программа по родному (эрзянскому) языку разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
В содержании программы по родному (эрзянскому) языку выделяются следующие
содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, речь и речевое общение,
речевая деятельность, текст, функциональные разновидности языка, общие сведения о
языке, разделы науки о языке (фонетика и орфоэпия, графика, морфемика и
словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис), правописание:
орфография и пунктуация, язык и культура.
Изучение родного (эрзянского) языка направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку
как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных
сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к родному языку;
обучение владению родным языком во всех видах речевой деятельности в
различных ситуациях общения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (эрзянского) языка, –
153 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 17
часов (0,5 часа в неделю).
Содержание обучения в 5 классе.
Речь и речевое общение.
Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и
монологическая. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Диалоги разного
характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и
другие, сочетание разных видов диалога). Условия речевого общения. Успешность
речевого общения как достижение прогнозируемого
результата. Причины
коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Текст.
Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки и свойства текста:
целостность, связность, завершённость, делимость. Лексические средства связи. Основные
виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Тема,
коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Композиционная
структура текста. Информационная переработка текста. План текста: простой, сложный,
тезисный. Способы развития темы в тексте. Абзац и его структура. Смысловой анализ
абзаца и целого текста. Средства связи предложений и частей текста.
Язык и культура.
Эрзянский язык – национальный язык эрзянского народа, один из государственных
языков Республики Мордовия.
Фонетика, графика, орфоэпия.
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Гласные и согласные
звуки. Слог. Деление слова на слоги. Перенос слова с одной строчки на другую. Система
гласных звуков эрзянского языка. Характеристика гласных звуков. Закон гармонии
гласных. Согласные звуки. Классификация согласных звуков. Твёрдые и мягкие парные
согласные звуки. Звонкие и глухие парные согласные звуки. Ударение в эрзянском языке.
Фонетический анализ слова.

Понятие об интонации. Нормы литературного языка. Понятие о нормах орфоэпии.
Орфоэпический словарь. Красота звучания родной речи. Стихотворная речь. Аллитерация.
Общие сведения о графике и орфографии.
Звуки и буквы. Алфавит. Обозначение звуков при письме. Фонетическая
транскрипция. Правописание мягкого знака в словах. Гласные буквы е, ё, ю, я.
Правописание гласных э, е, и, ы. Разделительные ъ и ь знаки. Орфографические словари.
Лексикология и фразеология.
Лексикология как раздел лингвистики. Лексика эрзянского языка. Слово как
основная единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы, антонимы,
омонимы. Стилистическая окраска слова. Богатство лексики эрзянского языка. Лексика
эрзянского языка с точки зрения происхождения: исконно эрзянские слова, общие
мордовские слова, слова, сохранившиеся с финно- угорского праязыка. Заимствованные
слова. Лексика эрзянского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса:
устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы. Лексика эрзянского языка с
точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы,
термины, профессионализмы, жаргонизмы. Стили эрзянского литературного языка.
Работа со словарём.
Фразеологизмы, их значения. Особенности употребления фразеологизмов в речи.
Стилистика.
Понятие о стилистике. Книжные стили. Разговорный стиль. Словари различных
типов, их использование в различных видах деятельности.
Морфемика.
Общие сведения об изменении и образовании слов. Понятие морфемы. Корень
слова. Однокоренные слова. Основа слова. Производная и производящая основа слова.
Корень. Суффиксы, изменяющие форму слова. Суффиксы, образующие новые слова.
Основные способы образования слов в эрзянском языке. Парные и сложные слова.
Сокращённые слова и аббревиатуры. Основные различия в строении слов в эрзянском и
русском языках. Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Морфемный анализ слова.
Культура речи.
Речевой этикет эрзянского языка. Этикетные ситуации приветствия, прощания,
поздравления. Обращения в диалогах-побуждениях к действию. Употребление
соответствующих норм речевого этикета в зависимости от типа коммуникации.
Написание письма на родном (эрзянском) языке.
Содержание обучения в 6 классе.
Речевая деятельность и культура речи.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование, чтение,
говорение, письмо. Основные особенности каждого вида речевой деятельности. Основная
и дополнительная, явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на
слух. Идея, проблема текста. Рассуждение по проблеме текста.
Функциональные разновидности языка.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Описание, его композиционная схема. Повествование – развитие событий во времени.
Основные разновидности повествования: рассказ, сообщение, инструкция. Рассуждение,
развитие мысли. Структура, композиция рассуждения.
Морфология.
Морфология как раздел грамматики. Семантические, морфологические и
синтаксические особенности частей речи. Самостоятельные, служебные части речи,
междометия.
Имя существительное как часть речи.

Значение, основные грамматические признаки, синтаксическая роль имён
существительных. Нарицательные и собственные существительные. Число имён
существительных. Единственное и множественное число имён существительных. Имена
существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена существительные,
имеющие форму только множественного числа. Склонение имён существительных:
основное, указательное и притяжательное. Значения падежей. Падежные формы
существительных в единственном и во множественном числе. Способы образования имён
существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи.
Значение, основные грамматические признаки, синтаксическая роль имён
прилагательных. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения
прилагательных и их образование. Роль прилагательных в предложении. Способы
образования прилагательных. Прилагательные в словосочетании. Сопоставление имён
прилагательных в эрзянском и русском языках. Способы образования прилагательных в
эрзянском языке. Морфологический разбор имени прилагательного.
Имя числительное как часть речи.
Значение, основные грамматические признаки, синтаксическая роль имён
числительных. Простые, сложные и составные числительные. Разряды числительных по
значению и строению: количественные, порядковые, разделительные, собирательные
числительные. Порядковые числительные. Сочетание числительных с существительными.
Роль числительных в словосочетании. Числительные в речи. Сопоставление имён
числительных в эрзянском и русском языках. Морфологический разбор имени
числительного.
Местоимение как часть речи.
Значение, основные грамматические признаки, синтаксическая роль местоимений.
Разряды местоимений по значению: личные, усилительно-личные, возвратно-личные,
притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, отрицательные,
неопределённые, определительные. Изменение местоимений по падежам. Местоимение
как средство связи предложений в тексте. Правописание местоимений. Сопоставление
местоимений в эрзянском и русском языках. Морфологический разбор местоимения.
Структура текста, функционально-смысловые типы речи.
Язык и культура.
Родной язык – богатство каждого народа. Особенности эрзянского речевого
этикета. Отражение в языке культуры и истории народа. Эрзянские народные пословицы и
поговорки.
Содержание обучения в 7 классе.
Речевая деятельность и культура речи.
Аудирование и чтение как виды речевой деятельности. Аудирование и его виды
(выборочное, ознакомительное, детальное). Приёмы, повышающие эффективность
слушания монологической речи; правила эффективного слушания в ситуации диалога.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Стратегии
ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения; приёмы работы
с учебной книгой и другими информационными источниками, включая средства массовой
информации и ресурсы Интернета.
Текст, культура речи.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили:
научный, публицистические, официально-деловой; язык художественной литературы.
Стилистические разновидности описания, повествования, рассуждения.
Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Лексические,
грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста.
Язык и культура.

Эрзянский язык – один из финно-угорских языков.
Морфология.
Глагол как часть речи.
Значение, основные грамматические признаки, синтаксическая роль глаголов.
Начальная форма глагола (инфинитив). Основа глагола. Виды глагол (глаголы,
обозначающие многократное действия, однократное действие). Времена глагола:
настоящее, будущее и прошедшее. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем,
будущем и прошедшем времени. Объектное спряжение глагола. Переходные и
непереходные глаголы. Отрицательные формы глагола. Наклонения глагола:
изъявительное, повелительное, сослагательное, условное, условно-сослагательное,
желательное. Способы образования глаголов. Парные глаголы. Морфологический разбор
глагола.
Причастие.
Значение и основные грамматические признаки причастий. Синтаксическая роль
причастия в предложении. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование и
правописание отрицательных форм причастий. Употребление в речи причастий вместо
словосочетаний причастие + существительное. Сопоставление причастий в эрзянском и
русском языках. Морфологический разбор причастия.
Деепричастие.
Значение и основные грамматические признаки деепричастий. Синтаксическая
роль деепричастия в предложении. Формы деепричастий их образование и правописание
Образование и правописание отрицательных форм деепричастий. Сопоставление
деепричастий в эрзянском и русском языках. Морфологический разбор деепричастия.
Наречие как часть речи.
Значение, основные грамматические признаки, синтаксическая роль наречий.
Разряды наречий: образа действия, времени, места, меры и степени, причины и цели.
Степени сравнения наречий, способы их образования и правописание. Образование
сравнительной степени наречий образа действия. Способы образования наречий в
эрзянском языке. Правописание наречий. Сопоставление наречий в эрзянском и русском
языках. Морфологический разбор наречия.
Служебные части речи.
Послелог как служебная часть речи. Морфологические признаки послелога.
Значение и роль послелогов в предложении. Группы послелогов по значению и
употреблению: послелоги, указывающие место, время, причину, цель, меру и степень,
притяжательность, сравнение, дополнение, комитативные послелоги. Употребление
послелогов в различных падежах. Образование послелогов. Морфологический разбор
послелога. Сопоставление послелогов с предлогами в русском языке.
Союз как служебная часть речи. Значение и роль союзов в предложении. Простые и
составные союзы. Правописание составных союзов. Сочинительные и подчинительные
союзы. Знаки препинания в предложениях с союзами. Интонация предложений с союзами.
Морфологический разбор союза. Сопоставление союзов в эрзянском и русском языках.
Частица как служебная часть речи. Значение и роль частиц в предложении. Разряды
частиц по значению и употреблению: усилительные, выделительные, указательные,
вопросительные, отрицательные, неопределённые. Модальные частицы Правописание
частиц. Морфологический разбор частицы. Сопоставление частиц в эрзянском и русском
языках
Междометие как особый разряд слов. Значение междометий в речи. Знаки
препинания при междометиях. Интонация в предложениях с междометиями.
Правописание междометий. Сопоставление междометий в эрзянском и русском языках.
Язык и культура.
Праздники, обычаи и традиции эрзянского народа.

Содержание обучения в 8 классе.
Речевая деятельность.
Говорение и письмо как виды речевой деятельности. Говорение. Основные
особенности устного высказывания. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ
прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.
Коммуникативные цели говорящего и их реализация в собственном высказывании в
соответствии с темой и условиями общения. Письмо. Основные особенности письменного
высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или
прослушанного текста. Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата,
официальных и неофициальных писем, расписок, доверенностей, заявлений, резюме.
Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в
соответствии с темой, функциональным стилем, жанром
Текст.
Структурные средства связи предложений в тексте. Вопросительные предложения
как средства связи частей текста. Абзац как средство композиционно- стилистического
членения текста. Способы связи: связь цепная и параллельная.
Язык и культура.
Родной язык – духовное наследие народа. Родной язык в моей семье.
Синтаксис.
Простое предложение.
Главные члены предложения, способы их выражения. Второстепенные члены
предложения, способы их выражения. Типы предложений по наличию (отсутствию)
второстепенных членов: распространённые и нераспространённые.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные. Полные
и неполные предложения.
Осложнённые предложения.
Предложения с однородными членами. Союзы и обобщающие слова в
предложениях с однородными членами. Интонация, знаки препинания.
Предложения с обращениями. Место обращения в предложении.
Предложения с вводными словами и предложениями. Предложения с
обособленными членами. Синтаксический разбор простого предложения.
Сложное предложение.
Структура и грамматическая основа сложного предложения. Средства связи частей
сложного предложения.
Виды сложных предложений.
Бессоюзное сложное предложение, его структура. Смысловые отношения между
его частями. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический
разбор бессоюзного сложного предложения.
Язык и культура.
Единицы языка с национально-культурным компонентом в устном народном
творчестве, в художественной литературе. Отражение культуры в эрзянском языке.
Содержание обучения в 9 классе.
Синтаксис и пунктуация.
Способы передачи чужой речи. Прямая речь, косвенная речь.
Диалог, цитата. Структура предложений с прямой и косвенной речью.
Знаки препинания. Ввод цитат в речь. Знаки препинания при оформлении цитат и
диалога.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики. Основные изобразительные свойства эрзянского
языка Выдающиеся мордовские лингвисты.
Текст.

Текст. Рассуждение – развитие мысли (доказательство, объяснение, размышление).
Композиционная схема рассуждения. Синтаксические средства связи: союзы и союзные
слова со значением причины, следствия, цели, уступки. Рассуждение в художественном,
публицистическом, научном и деловом стилях).
Смешанные типы речи: описание с элементами рассуждения, повествование с
элементами описания и рассуждения)
Синтаксис.
Сложное предложение. Структура и грамматическая основа сложного
предложения. Средства связи частей сложного предложения.
Сложносочинённое предложение.
Сложносочинённое предложение: структура, виды способы связи. Смысловые
отношения между частями сложносочинённого предложения.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор
сложносочинённого предложения. Реферат.
Сложноподчинённое предложение.
Сложноподчинённые предложения, их структура. Место придаточной части по
отношению к главной. Смысловые отношения между частями сложноподчинённого
предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: послелоги,
союзы, союзные слова, порядок слов, аффиксы.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический разбор
сложноподчинённого предложения.
Сложные предложения с разными видами связи, средства связи в них.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Виды
сложных предложений.
Язык и культура.
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Лексический состав языка как выражение миропонимания мордовского народа.
Планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянского) языку
на уровне основного общего образования.
В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на родном (эрзянском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (эрзянском) языке;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:

осознание российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (эрзянского) языка в жизни
народа, проявление интереса к познанию родного (эрзянского) языка, к истории и
культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к
родному (эрзянскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных
видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и
читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (эрзянском)
языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей, умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира,
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить
позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные

действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как
часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (эрзянском)
языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу
обучения в 5 классе обучающийся научится:
понимать, что эрзянский национальный язык является богатством народа;
различать литературный и диалектный языки и их особенности;
различать понятия: устная и письменная речь;
понимать структуру текста: оглавление, тема, основная мысль, абзац;
определять основные признаки разговорного, научного, художественного стилей;
различать и определять основные единицы языка (характеристика гласных и
согласных звуков; лексическое значение, происхождение, использование слова; части
слова; средства образования слов; словосочетание; предложение) и их признаки;
иметь представление об основных правилах эрзянской орфографии;
иметь представление об основных нормах эрзянского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
нормах речевого этикета;
писать план, конспект и аннотацию текста;
определять средства связи предложений в тексте и частей текста;
распознавать гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые гласные и согласные
звуки, сонорные и глухие гласные звуки;
пользоваться орфографическими словарями;
различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов;
распознавать синонимы, антонимы и омонимы;
иметь представлении об использовании слов в переносном значении, синонимов,
антонимов, устаревших слов, неологизмов, диалектизмов в художественной и разговорной
речи;

уместно использовать фразеологические обороты в речи;
пользоваться лингвистическими словарями разных типов (толковым словарём,
словарём синонимов, антонимов, фразеологических словарём);
распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа;
осуществлять морфемный и словообразовательный анализ слова;
определять основные единицы языка (звук; отличия звука и буквы; характеристика
гласных и согласных звуков; лексическое значение, происхождение, использование слова;
части слова; средства образования слов; словосочетание; предложение) и их признаки;
узнавать их признаки; проводить разбор: фонетический, лексический разбор, разбор по
составу слова; использовать в речи;
правильно понимать значение устной и письменной информации (определять тему,
основную, дополнительную мысль текста);
выделять микротемы текста, делить заданный текст на абзацы, кратко передавать
содержание текста (план, пересказ своими словами, сочинение);
создавать текст в разговорном, художественном стилях и разных типах речи
(повествование, описание);
владеть различными видами монолога и диалога;
создавать письменные монологические и диалогические высказывания; правильно
передавать информацию о прочитанном, услышанном, увиденном;
использовать при письме основные орфографические правила;
использовать нормы эрзянского речевого этикета (приветствие, прощание,
поздравление).
Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в
6 классе обучающийся научится:
различать виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога
(побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование
межличностных отношений);
определять тему текста, основную мысль, структуру, особенности функциональносмысловых типов;
определять разряды местоимений по значению: личные, усилительно-личные,
возвратно-личные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные,
отрицательные, неопределённые, определительные;
соблюдать при письме основные правила эрзянской орфографии;
соблюдать основные нормы эрзянского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого
этикета;
находить в тексте фразеологизмы и объяснять их значение;
распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя
числительное, местоимение), проводить их анализ и разбор; использовать в речи;
распознавать существительное как часть речи по вопросу и общему значению;
определять грамматические признаки, синтаксическую роль имени
существительного;
правильно употреблять в письменной речи прописную букву и кавычки в
собственных наименованиях;
правильно употреблять падежные формы существительных для выражения
субъектных, объектных, определительных, обстоятельственных отношений;
определять особенности имени существительного в эрзянском языке по сравнению
с русским;
различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа;
имеющие форму только множественного числа;

определять склонение имён существительных: основное, указательное,
притяжательное;
определять способы образования имён существительных;
осуществлять морфологический разбор имени существительного;
распознавать прилагательное как часть речи по вопросу и общему значению;
определять
грамматические
признаки,
синтаксическую
роль
имени
прилагательного;
правильно образовывать степени сравнения имён прилагательных;
различать качественные и относительные прилагательные;
определять способы образования прилагательных, образовывать прилагательные;
осуществлять морфологический разбор имени прилагательного;
сопоставлять имена прилагательные в эрзянском и в русском языках;
распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;
распознавать количественные, порядковые, разделительные, собирательные,
дробные числительные;
различать простые, сложные и составные числительные;
осуществлять морфологический разбор имени числительного;
распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению;
определять грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений;
определять особенности местоимений в эрзянском и русском языках;
правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов и употреблять их в
речи;
осуществлять морфологический разбор местоимений;
понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста,
основную и дополнительную информацию);
понимать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения
(изучающее, ознакомительное);
находить, извлекать, выделять, различать, использовать информацию из различных
источников, включая СМИ;
воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ,
изложение, сочинение);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения
текста; выражать факты и явления окружающей действительности, отношение к
прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические
нормы современного эрзянского литературного языка;
соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации.
Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в
7 классе обучающийся научится:
понимать особенности функционально-смысловых типов
(повествование,
описание, рассуждение) текста; взаимосвязь между текстом и рассказчиком;
иметь представление об основных признаках и жанровых особенностях определять
части речи (глагол, наречие, послелог, союз, частица, междометие), называть их признаки;
соблюдать при письме основные правила эрзянской орфографии (в рамках
изученного);
определять начальную форму глагола, основу глагола, виды глагола
(обозначающие многократное действие, однократное действие);
иметь представление об объектном спряжении глагола;
различать переходные и непереходные глаголы;

определять наклонения глагола: изъявительное, повелительное, сослагательное,
условное, условно-сослагательное, желательное;
различать и образовывать причастия настоящего и прошедшего времени;
различать наречия образа действия, времени, места, меры и степени, причины и
цели;
различать способы образования наречий в эрзянском языке;
соблюдать правила орфографии при написании наречий;
определять особенности наречия в эрзянском языке по сравнению с русским;
определять послелог, частицу (модальные частицы) и союз как служебные части
речи;
определять междометие как особый разряд слов;
определять характерные черты финно-угорских языков;
распознавать глаголы как часть речи по вопросу и общему значению;
определять грамматические признаки, синтаксическую роль глаголов;
образовывать отрицательную форму глагола;
правильно спрягать глаголы по лицам и числам в настоящем, будущем, и
прошедшем времени;
осуществлять морфологический разбор глагола;
распознавать причастие как часть речи;
определять значение и основные грамматические признаки причастий;
определять синтаксическую роль причастия в предложении;
образовывать отрицательные формы причастий;
сопоставлять причастия в эрзянском и русском языках;
осуществлять морфологический разбор причастий;
распознавать деепричастие как часть речи;
определять синтаксическую роль деепричастия в предложении;
правильно образовывать утвердительную и отрицательную форму деепричастий;
сопоставлять деепричастия в эрзянском и русском языках;
осуществлять морфологический разбор деепричастия;
распознавать наречие как часть речи по вопросу и общему значению;
определять грамматические признаки и синтаксическую роль наречий;
распознавать наречия образа действия, времени, места, меры, причины.
правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени;
распознавать послелоги и использовать их в речи;
определять морфологические признаки послелогов;
распознавать группы послелогов по значению и употреблению: послелоги,
указывающие место, время, причину, цель, меру и степень, притяжательность, сравнение,
дополнение, комитативные послелоги;
образовывать послелоги;
осуществлять морфологический разбор послелогов;
определять значение и роль союзов в предложении;
распознавать простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные
союзы;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с союзами;
сопоставлять союзы в эрзянском и русском языках;
определять разряды частиц по значению и употреблению: усилительные,
выделительные, указательные, вопросительные, отрицательные, неопределённые;
сопоставлять частиц в эрзянском и русском языках;
распознавать междометия и использовать их в речи;
правильно употреблять знаки препинания при междометиях в предложении;
сопоставлять междометия в эрзянском и русском языках;

воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ,
изложение, сочинение);
соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические
нормы современного эрзянского литературного языка;
соблюдать в письменной речи основные правила эрзянской орфографии;
уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.
Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в
8 классе обучающийся научится:
различать основные признаки и особенности разговорного, публицистического,
научного, художественного стилей;
соблюдать при письме правила эрзянской орфографии (в рамках изученных
правил);
различать тексты разных стилей и типов (повествование, описание, рассуждение),
виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
соблюдать основные нормы эрзянского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого
этикета;
иметь представление о главных и второстепенных членах предложения,
распространённых и нераспространённых предложениях, предложениях с обращениями,
бессоюзных сложных предложениях;
распространённые и нераспространённые предложения;
предложения с обращениями;
бессоюзное сложное предложение;
распознавать единицы языка (именное и глагольное, свободное и устойчивое
словосочетания, связи слов в предложении (управление, примыкание), односоставное и
двусоставное простое предложение, главные и второстепенные члены предложения,
предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными
членами, оборотами), проводить синтаксический разбор, использовать в речи;
соблюдать правила пунктуации в предложениях с оборотами, однородными
членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;
осуществлять перевод с русского на эрзянский язык текстов, состоящих из
предложений с простой структурой;
объяснять значения национально маркированной лексики, используя словарь;
распознавать предложения распространённые и нераспространённые, двусоставные
и односоставные, полные и неполные, употреблять их в устной и письменной речи;
различать однородные и неоднородные члены предложения;
распознавать предложения с обращениями;
соблюдать интонацию и правила пунктуации в предложении с вводными словами и
предложениями;
производить пунктуационный разбор осложнённых простых предложений;
распознавать бессоюзное сложное предложение;
правильно понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста,
основная и второстепенная, конкретная и неконкретная информация, связи между
предложениями (отрывками), группировка фактов);
извлекать, группировать информацию из разных источников, в том числе из
средств массовой информации; использовать словари, разную литературу;
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
создавать краткий рассказ по содержанию целого произведения или его части и
(или) писать изложение;

писать сочинение об одном герое на основе кинофильма (пьесы) или литературного
произведения;
излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в
9 классе обучающийся научится:
понимать роль, историю эрзянского национального языка, как одного из
государственных языков Республики Мордовия и как средство общения эрзянского
народа;
различать и называть основные жанровые особенности разговорного,
публицистического, делового, научного, художественного стилей;
называть и находить в тексте основные языковые единицы (сложносочинённые,
сложноподчинённые, бессоюзные, предложения с прямой речью и смешанные сложные
предложения, текст), их признаки;
соблюдать основные нормы эрзянского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого
этикета;
различать прямую и косвенную речь в предложениях;
распознавать
и
различать
единицы
языка
(сложносочинённые,
сложноподчинённые, бессоюзные, предложения с прямой речью и смешанные сложные
предложения); проводить синтаксический разбор;
соблюдать правила пунктуации в сложносочинённых, сложноподчинённых,
бессоюзных предложениях с прямой речью и смешанных сложных предложениях;
создавать текст на заданную тему;
толковать значения национально маркированных слов, используя словарь;
выделять в предложении прямую речь и слова автора;
трансформировать предложения с прямой речью в предложения с косвенной
речью;
выделять главное и придаточное предложения в составе сложного;
определять вид сложноподчинённого предложения;
распознавать безэквивалентные слова;
производить этнолингвокультурологический анализ слов;
правильно понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста,
основная и второстепенная, конкретная и тайная информация), устанавливать связи между
частями текста; группировать факты текста (текстов); определять логическую структуру
текста;
понимать содержание текстов разных стилей и типов; различать и использовать
разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (план, пересказ, сочинение, конспект);
отбирать и использовать языковые средства, исходя из темы, цели, сферы и
ситуации речевого общения;
использовать разные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и
диалога (побуждение, обмен мнениями, установление и систематизация общения);
излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); выражать своё
отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
создавать краткий текст по содержанию целого произведения или его части и (или)
писать изложение;
писать краткую рецензию, изложение по содержанию прочитанного произведения;

писать сочинение-рассуждение на заданные темы;
подготовливать и защищать доклад, конспект, реферат на заданные темы;
подготовливать тезисы и передавать в устной и письменной формах основную
мысль произведения;
рассказывать и писать свою автобиографию;
переводить с русского на эрзянский язык тексты с осложнёнными конструкциями;
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические нормы современного эрзянского литературного языка;
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
соблюдать нормы эрзянского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль в повседневной практике речевого общения;
оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Тема

1

Общие сведения о языке, разделы
науки о языке. Раздел«Язык и
культура»
Речевая деятельность и культура
речи. Раздел «Речь и речевое
общение»
Речевая деятельность и культура
речи. Раздел«Текст»

2

3

4

Разделы «Морфология»,
«Синтаксис»

Кол-во часов
Все
го
1

3

6

Общие сведения о языке, разделы
науки о языке.
Разделы «Лексикология и
фразеология», «Культура речи»

7

Общие сведения о языке, разделы 5
науки о языке. Раздел «Морфемика и
словообразование»

ИТОГО

1

6

Общие сведения о языке, разделы 5
науки о языке. Разделы «Фонетика и
орфоэпия», «Графика»,
«Правописание: орфография и
пунктуация»

Повторение изученного в 5 классе

РР

3

5

8

КР

1

7

1

4

1

34

2

2

Возможность использования
Э(Ц)ОР
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/46-meze-teyan-meze-teyatmeze-tei-chto-delayu-chtodelaesh-chto-delaet-glagolnastoyaschee-vremya-1-e-2-e-3-elitso-edinstvennoechislo?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/46-meze-teyan-meze-teyatmeze-tei-chto-delayu-chtodelaesh-chto-delaet-glagolnastoyaschee-vremya-1-e-2-e-3-elitso-edinstvennoechislo?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/46-meze-teyan-meze-teyatmeze-tei-chto-delayu-chtodelaesh-chto-delaet-glagolnastoyaschee-vremya-1-e-2-e-3-elitso-edinstvennoechislo?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass

Тематическое планирование
6 класс
№
п/п
1

2

3

4

5

Тема

Кол-во часов
Все
го
1

Язык и культура
Речевая
культура речи.

деятельность

РР

и 3

Функциональные разновидности
языка
Морфология.
Повторение изученного в 6 классе
ИТОГО

КР

6

1

21

1

3

1

34

2

1

2

Возможность использования
Э(Ц)ОР
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass

Тематическое планирование
7 класс
№
п/п

Тема

1

Язык и культура.
Эрзянский язык – один из финноугорских языков.

2

Речевая деятельность и культура
речи.

3

3

Текст, культура речи.
Функциональные разновидности
языка
Морфология.

6

4

ИТОГО

Кол-во часов
Все
го
2

КР

РР

Возможность использования
Э(Ц)ОР
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass

1

23

2

1

34

2

2

https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass

Тематическое планирование
8 класс
№
п/п

Тема

Кол-во часов

1

Язык и культура.
Родной язык – духовное наследие
народа. Родной язык в моей семье.

2

3

Речевая деятельность.
5
Говорение и письмо как виды
речевой деятельности.
Текст.
6

4

Синтаксис.

23

2

ИТОГО

34

2

Все
го
1

КР

РР

Возможность использования
Э(Ц)ОР
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass

1

1

2

https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass

Тематическое планирование
9 класс
№
п/п

Тема

Кол-во часов
Все
го
1

1

Язык и культура.

2

Лингвистика как наука о 1

языке.

КР

3

Текст.

3

4

Синтаксис и пунктуация.

12

1

17

1

ИТОГО

РР

1

1

2

Возможность использования
Э(Ц)ОР
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863school-erzyanskii-yazik-1-klass


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».