Краеведение 10-11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. В.Я. Прошкина
с. Шугурово Сосновоборского района Пензенской области
Принято на педагогическом
совете школы
протокол №1 от 31 .08. 2023 г.

«Утверждаю»
Директор школы________Л.К. Кротова
приказ № 175 от 31.08.2023 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Краеведение»
для обучающихся 10-11 классов

с. Шугурово2023 г

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» в 10-11классах МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово составлена на
основе средней общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово и Рабочей
программы воспитания МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Краеведение»
Модуль «История Пензенского края»10 класс – 17 часов
Тема 1. Пензенский край накануне великих потрясений. 2 часа
Рост социальной напряженности. Жизнь представителей различных слоев общества нашего края в условиях первой мировой войны. Пензенцы на фронтах войны.
1917 год... Политическая обстановка в Пензенской губернии после свержения самодержавия. Установление советской власти в Пензе и губернии. Союз
большевиков и левых эсеров. Преобразования в хозяйственной сфере.
Тема 2. Пензенский край в период гражданской войны. 2 часа
Начало гражданской войны в крае. Мятеж чехословацкого корпуса. Пензенская губерния в прифронтовой полосе. Антоновское движени е на территории
Пензенского края. Пензенцы-участники гражданской войны. Гражданская война по оценкам участников и современников.
Тема 3. Пензенский край в 1920-1930-е годы. 3 часа
Политика «военного коммунизма». Новая экономическая политика в Пензенском крае. Экономическое и политическое развитие Пензенского края в 1926-1939
годы. Культура 1920-1930-х годов.
Тема 4. Пензенский край в годы Великой Отечественной войны. 5 часов
Мобилизация на территории области. Участие пензенцев в оборонительных боях летом и осенью 1941 года. Формирование соединений и частей Красной Армии
в 1941- 1942 годах (10-я армия, 338-я и 354-я стрелковые дивизии и др.). Подготовка военных специалистов в пензенских училищах и учебных полках.
Перевод экономики области на военные рельсы. Размещение эвакуированных промышленных предприятий, учреждений и населения на территории области.
Пензенская промышленность – фронту. Трудовые почины 1942-1945 годов. Всенародная помощь фронту.
Пензенцы в боях за Сталинград, на Курской дуге и других завершающих сражений Великой Отечественной войны. Цена победы.
Проектная деятельность. Экскурсии. 4 часа

2

11 класс – 17 часов
Тема 1. Пензенский край в 1946-1980-х годах. 4 часа
Послевоенные годы (1946-1960-е годы). Важнейшие задачи в экономике области. Особенности развития промышленности Пензенской области в послевоенные
годы. Изменения в быте населения, в облике городов и сёл Пензенской области в послевоенные годы.
От «оттепели» к «застою». Достижения и неудачи (середина 1960 – середина 1980х годов).
Культура 1950-1980-х годов). Развитие различных направлений культуры Пензенского края. Противоречивость культурной жизни Пензенского края.
Тема 2. Суверенная Россия. Новая страница в жизни Пензенского края. 3 часа
«Лихие девяностые». Основные проблемы экономического развития Пензенской области в 1990-е годы. Социальные последствия «шокотерапии». Специфика
либеральных реформ в Пензенской области.
Культурная жизнь Пензенской области в 1990-е годы. Достоинства и недостатки в развитии культуры Пензенской области в новой общественной ситуации.
Тема 3. Вступая в XXI век. 1 час
Население Пензенской области. Изменение численности населения региона. Участие Пензенской области в реализации национального проекта «Демография».
Развитие образования. Дошкольное образование. Общее образование. Работа с одаренными детьми. Дополнительное образование. Профессиональное
образование.
Культура Пензенской области. Книга и библиотека. Музеи – хранители и трансляторы памяти. Театр и кино. Архитектура и изобразительно искусство. Музыка.
Этнический состав населения Пензенской области. Национальные культурные традиции. Национальные культурные автономии Пензенской области.
Религия народов Пензенской области. Православие. Ислам. Иудаизм.
Тема 4. Административно-правовые преобразования. 3 часа
Пензенская область – субъект Российской Федерации. Структура органов власти Пензенской области как субъекта Российской Федерации.
Система управления Пензенской области. Административно-территориальное деление Пензенской области. Обязанности губернатора и вице-губернатора
Пензенской области. Правительство Пензенской области как высший исполнительный орган государственной власти Пензенской области. Референдумы.
Законодательное собрание Пензенской области как орган законодательной власти в регионе.
Пензенская символика. Герб, флаг, гимн Пензенской области. Гербы городов и районов Пензенской области.
Выборы и политические партии. Общие и отличительные черты в развитии многопартийности Пензенской области и России. Особенности изменений в
избирательном праве в 1990-х-2020-х годах. Политические установки партийных структур в современной России.
Тема 5. Социально-экономическое развитие. 1 час
Экономическое развитие: испытания и перспективы. Специфика экономического развития Пензенской области в первые десятилетия XXI века. Изменения
социальной инфраструктуры в первые десятилетия XXI века в Пензенской области.
Внешнеэкономические связи. Основные сферы экономического и социокультурного сотрудничества Пензенской области. Направления международного
сотрудничества Пензенской области на современном этапе.
Проектная деятельность. Экскурсии. 4 часа

3

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ» НА УРОВНЯХ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса «История Пензенского края» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
В сфере гражданско-патриотического воспитания:
1)
становление ценностного отношения к природно-историческому наследию своей малой родины; понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
2)
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей малой
родины, уважения к своему и другим народам.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
1)
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
2)
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности по отношению к объектам растительного и животного мира;
3)
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
С сфере формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
1)
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
2)
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания.
В сфере экологического воспитания:
1)
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе родного края,
неприятие действий, приносящих ей вред;
2)
художественно-эстетическое наблюдение природы родного края и её образа в произведениях искусства.
В сфере ценности научного познания:
1)
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
2)
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
обогащении цх знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
4

3.2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базовые логические действия:
1)
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся
действительности;
2)
сравнивать объекты окружающего мира родного края, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
3)
выявлять недостаток информации для решения практической задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
1)
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения за явлениями/объектами
природы родного края;
2)
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
3)
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
4)
проводить по предложенному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое,
причина – следствие);
5)
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (исследования).
3) Работа с информацией:
1)
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом практической задачи;
2)
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
3)
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
4)
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
5)
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
6)
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с практической задачей;
7)
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1)
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
2)
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства
своей правоты;
3)
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

5

4)

использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках

людей;

5)
6)
7)
8)

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1) Самоорганизация:
а) планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
б) выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль:
а) осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
б) находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать
свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
в) предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях,
опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
а) объективно оценивать результаты своей деятельности;
б) оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
1)
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе работы с краеведческим материалом);
2)
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
3)
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных
мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого.
3.3.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Познавательные:
относительно целостное представление об истории своей малой Родины, ее географического положения и природы;
знание ряда ключевых понятий об основных исторических объектах;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные
исторические термины и понятия;
6

преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями).
Ценностно-мотивационные:
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность.
Трудовые:
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
Эстетические:
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.
Коммуникативные:
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения

-

К концу обучения обучающиеся 10-11 классов научится:
формировать относительно целостное представление ключевых событий в истории региона, выдающихся людей родного края и их вклад в его
развитие,
историческую обусловленность социально-экономического развития;
знать памятники истории и культуры Пензенского края;
уметь соотносить события истории Пензенского края с событиями истории
России, определять их последовательность и длительность;
показывать на исторической карте расселение народов Пензенского края в прошлом и в настоящее время;
соотносить свидетельства воспоминаний земляков и родственников, факты из истории семьи с историческими процессами и явлениями,
происходившими в Пензенском крае и в стране;
давать описание важнейших событий из истории Пензенского края, памятников культуры на основе текста учебных пособий по истории
Пензенского края и музейных материалов;
уметь оформлять результаты самостоятельной работы по изучению истории родного края в форме доклада, реферата, эссе или исследовательского
проекта;
7

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для определения собственной позиции
по отношению к явлениям современного развития региона, города и села, исходя из исторической обусловленности;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — для определения собственной
позиции по отношению к явлениям современного развития региона, города и села, исходя из исторической обусловленности;
уметь высказывать собственные суждения об историческом наследии коренных народов и сибиряков-старожилов;
уметь осознавать себя представителем местного регионального и этнокультурного сообщества и гражданином России.

-

8

№
п/п

1.

2.

Наименование
разделов и тем
программы
курса
1917 год и
Пензенский край.

Количест
во часов

Установление
советской власти.

1

1

4.6. «История Пензенского края» в 10 классе (17 часов)
Программное содержание
Виды деятельности

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

1917 год... Политическая
обстановка в Пензенской губернии
после свержения самодержавия.
Февральская революция и
Пензенский край. Пензенский
губернский совет рабочих,
солдатский и крестьянский
депутатов. Пензенская группа
РСРП. I и II губернский рабочие
съезды.

Дебаты «Политическая
обстановка в Пензенской
губернии после свержения
самодержавия».

1)

Установление советской власти в
Пензе. В.В. Кураев. IV губернский
крестьянский съезд. Установление
советской власти в губернии.
Первые преобразования.
Преобразования

Круглый стол «Установление
советской власти в Пензе и
губернии».

1) Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe

Пензенская энциклопедия в 2 томах.

Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза:
Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3)
Пензенский край в истории и культуре
России (коллект. монография) https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яговкол.моногр.А4.pdf

9

в хозяйственной сфере.

3.

Пензенский край
в
годы
Гражданской
войны.

1

Начало гражданской войны в крае.
Мятеж чехословацкого корпуса.
Пензенская губерния в
прифронтовой полосе. Антоновское
движение на территории
Пензенского края.

nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2) Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3)
Пензенский край в истории и культуре
России (коллект. монография) https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яговкол.моногр.-А4.pdf
4) Шварёв В. Борьба за установление и
упрочение Советской власти в Пензенской
губернии. https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/04/В.Шварев-Борьба-заустановление-иупрочение-Советской-властивПензенской-губернии.pdf
Брейн-ринг
«Гражданская
война в России».

1)

Пензенская энциклопедия в 2 томах.

Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
Историческая викторина «И
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
пошел брат на брата».
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
Аукцион «Гражданская война в
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
России 1918–1922 гг.».
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
Работа
с
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
исторической картой
«Гражданская война и Пензенский Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
край».
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf
Исследовательская работа

10

«Восстание чехословацкого
корпус: причины, события,
итоги».
Исследовательская работа
«Антоновское движение на
территории Пензенского края».
Дебаты «Антоновское движение
на Пензенской земле».

4.

Пензенцы
на
фронтах
гражданской
войны

1

Пензенцы-участники
гражданской войны. Гражданская
война по оценкам участников и
современников.

Пензенский край в истории и культуре
России (коллект. монография) https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яговкол.моногр.-А4.pdf
4)
Кузнецов Д.С. Политические партии
Пензенской губернии и Кузнецкого уезда
Саратовской губернии в годы Гражданской
войны (1917–1922). Документы и материалы.
Пенза,
Издательство ПГУ, 2020. Данила Сергеевич
Кузнецов. Политические партии Пензенской
губернии и
Кузнецкого уезда Саратовской губернии в
годы Гражданской войны (1917-1922).
История России. Библиотека.
(statehistory.ru)
5) Вячеслав Гришаков l Антоновское
восстание. Вячеслав Гришаков l Антоновское
восстание - YouTube

3)

Круглый стол «Гражданская война 1)
Пензенская энциклопедия в 2 томах.
война и ее влияние на развитие
Т.1.
Пензенской губернии».
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
Проект
«Исторический
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
портрет. Пензенцы на фронтах
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
гражданской войны».
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim

11

5.

Политика
«военного
коммунизма».

1

Политика «военного коммунизма»
и ее результаты. Основные
направления политики «военного
коммунизма» в
Пензенском крае.

Составление хронологической
таблицы «Основные события
политики в Пензенском
губернии в период
осуществления политики
«военного коммунизма».
Круглый стол «Политика
«военного коммунизма» и ее
результаты».
Проект «Голодный 1921 год на
территории Пензенской
губернии (населенного пункта).
Свидетельства очевидцев».

6.

Новая
экономическая
политика в
Пензенском

1

Пензенский край в годы нэпа.
Мероприятия нэпа в экономике,
политике, культуре в Пензенском

Проблемный диалог «Нэп
глазами его очевидцев
(крестьян, рабочих, нэпманов,
представителей Советской

pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3)
Пензенский край в истории и культуре
России
(коллект.
монография)
https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яговкол.моногр.А4.pdf
1)
Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза:
Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3)
Пензенский край в истории и культуре
России
(коллект.
монография)
https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яговкол.моногр.А4.pdf
4) Камардин И.Н. Рабочий протест и критика
политики
«военного коммунизма»
(на материалах Поволжья) 57328.pdf
1) Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e

12

крае.

крае.

власти)».
Конференция «Мероприятия
нэпа в экономике, политике,
культуре в Пензенском крае».

7.

Экономическое и
политическое
развитие
Пензенского края
в
19261939 годы.

1

Индустриальное
развитие
Пензенского края в 1926-1939
годы. Общие
черты и
особенности индустриального
развития края. Коллективизация.
Политическая
жизнь
Пензенского края в 1930-е годы.

Составление хронологической
таблицы «Ход реализации
индустриализации и
коллективизации в Пензенском
крае в 1926-1939 годы».

nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2) Пензенский край в истории и культуре России:
моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза: Изд-во
ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3)
Пензенский край в истории и культуре
России
(коллект.
монография)
https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яговкол.моногр.А4.pdf

Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
Проект «Крупные предприятия nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
на территории Пензенского края, nciklopediya_т2.pdf
города, района, населенного
2)
Пензенский край в истории и культуре
пункта»).
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. – Пенза:
Исследовательская работа
Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
«Коллективизация на
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
территории Пензенского края,
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3)
города, района, населенного
Пензенский край в истории и культуре
пункта»).
России
(коллект.
монография)
https://kraevedПроблемный
диалог
pnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яговкол.моногр.А4.pdf

1)

13

«Индустриализация
в
Пензенском крае в 1926-1939 годы
глазами его очевидцев
(крестьян,
рабочих,
представителей
Советской
власти)».
Дебаты
коллективизации

«Оценка
и оценка

людей разных

поколений

(деды,

родители,

сверстники)».
Круглый стол «Общественнополитическая
жизнь
Пензенского края в 1930-е годы».
Конференция «Экономическое и
политическое развитие
Пензенского края в 1926-1939
годы».
8.

Культура
19201930-х годов.

1

Культура 1920-1930-х годов.
Преобразования Советской власти в
области культуры. Народное
творчество: ремёсла,
художественные промыслы.
Зарождение физической культуры.
Театр. Кино. Музыкальная культура.
Изобразительное искусство.
Литература. Основные черты
культуры 1920-1930-х годов:

Составление альманаха видных
представителей культуры
Пензенского края 1920-1930-х
годов.

Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
Проект «Крупные писатели
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
нашего края».
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
Выставка «Развитие
просвещения в Пензенском крае и 2)
Пензенский край в истории и культуре
России:
моногр. / под ред. О.А. Суховой.
в вашем городе, селе,
– Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.

1)

14

новые веяния, успехи и достижения,
утраты.
Власть и церковь. Отношение к
религии.

районе».
Литературно-музыкальная
гостиная
«Выдающиеся
деятели
культуры
Пензенского первой четверти XX
века».
Просмотр и обсуждение фильма
6. «Народные ремесла и
промыслы Пензенского края».
Телепроект «Добро пожаловать в
Пензенскую область.

https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3)
Пензенский край в истории и культуре
России
(коллект.
монография)
https://kraevedpnz.ru/wpcontent/uploads/2015/03/Яговкол.моногр.-А4.pdfИван
3) Мозжухин. Легенды мирового кино. Иван
Мозжухин. Легенды мирового кино
- YouTube

Конференция «Провинция –
мощный духовный потенциал
русской культуры
«серебряного века».
Составление хронологической
таблицы
«Важнейшие
достижения в
культуре
Пензенского края в первой
четверти XX века».
Конференция «Основные черты
культуры 1920-1930-х годов:
новые веяния, достижения,
успехи и утраты».

9.

Пензенский
край

в

Образование области. Пензенской
Завершение

Просмотр и обсуждение фильма
«Пензенской области

1) Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.

15

предвоенные
1938-1941
годы.

1011.

Пензенцы
на
фронтах Великой
Отечественной
войны.

2

индустриализации
и
коллективизации. Изменения в
народном
образовании.
Мобилизация на
территории
области.

исполнилось 80 лет».
Исследовательская работа
«Оборонно-массовая работа в
Пензенской области
в
предвоенные годы».

https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf
3)
Фильм «Пензенской области
исполнилось 80 лет». Пензенской области
исполнилось 80 лет смотреть онлайн видео от
Пензенская область в хорошем качестве.
(rutube.ru)

Участие пензенцев в
оборонительных боях летом и
осенью 1941 года. Формирование
соединений и частей Красной Армии
в 1941- 1942 годах (10-я армия, 338-я
и 354-я стрелковые дивизии и др.).
Подготовка военных специалистов в
пензенских училищах и учебных
полках.
Пензенцы в боях за Сталинград, на
Курской дуге и других
завершающих сражений Великой
Отечественной войны.

Проект «Участие в Великой
Отечественной войне воинских
соединений, сформированных на
территории Пензенской области».

1)

Конференция «Пензенсцы –
участники Великой
Отечественной войны».

Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3)
Пензенский государственный краеведческий
музей. Рубрика «Пензенская область в годы
Великой

16

Отечественной войны» №3 — Пензенский
государственный краеведческий музей (kmpenza.ru)

12.

1317.

Военная
экономика.

2

Проектная
деятельность.

4

Перевод экономики области на
военные рельсы. Размещение
эвакуированных промышленных
предприятий, учреждений и
населения на территории области.
Пензенская промышленность –
фронту. Трудовые почины 1942-1945
годов. Всенародная помощь фронту.
Цена победы.

Просмотр и обсуждение фильмов
«Почему Пенза достойна звания
«Город трудовой доблести» и
фильм 2
«Пензенская область в годы
Великой Отечественной войны».

Проекты
по истории
Пензенского края в древности.

Конференция «Пензенская область
в годы Великой

1)

Пензенская энциклопедия в 2 томах.

Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf 3)
Почему Пенза достойна звания «Город
трудовой доблести» - поиск Яндекса по видео
(yandex.ru)
4)
Фильм 2 "Пензенская область в годы
Великой Отечественной войны"
5)
Государственный архив Пензенской
области. Два города - одна трудовая
судьба (arhivpnz.ru)

17

Экскурсии.

Экскурсии.

Отечественной войны».
Защита проектов «Пензенцы –
участники Великой
Отечественной войны».
Защита проектов «Пензенцы –
герои трудового фронта».

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

№
п/п

1.

Наименование
разделов и тем
программы
курса
Послевоенные
годы (19461960-е годы).

17

Количест
во часов

1

4.7. «История Пензенского края» в 11 классе (17 часов)
Программное содержание
Виды деятельности

Важнейшие задачи в экономике
области. Особенности развития
промышленности Пензенской
области в послевоенные годы.
Изменения в быте населения, в
облике городов и сёл Пензенской
области в послевоенные годы.

Составление
таблицы
«Промышленное производство
Пензенской области».
Диспут «Листая старый альбом.
Быт людей, облик городов и сел
Пензенской области в
послевоенные годы».

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim

1)

18

2.

От «оттепели» к
«застою».

1

Пензенский край в середине 1960-х
годов. Реформы 1960-х годов и
Пензенский край. Л.Б. Ермин.
Пензенский край в 1970е годы.

Круглый стол «Реформы 1960х
годов и Пензенский край».
Дебаты «Н.С. Хрущев и его
время в памяти наших земляков».
Конференция «Пензенский край
в 1970-е годы».

3.

Достижения и
неудачи
(середина 1960 –
середина
1980-х годов).

1

Реформа сельского хозяйства.
Социалистическое соревнование
1960-1980-х
годов.
Реформирование промышленности.
Развитие в Пензе научноисследовательских институтов.
Повышение культуры
градостроительства.

Круглый стол «Изменения в
развитии экономики в
Пензенской области в 19601980-е
годы».
Диспут «Достижения и неудачи
(середина 1960 – середина 1980-х
годов).

pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf
3) ЭБ ПОБ - Пенза. Листая старый альбом...:
фотографии 1940-х - 1960-х гг.:
[фотоальбом] (liblermont.ru)
1)
Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf
3)
ЭБ ПОБ - Пенза. Листая старый
альбом...: фотографии 1940-х - 1960-х гг.:
[фотоальбом] (liblermont.ru)
1)
Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой.
– Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526
с.https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irki
mpi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf
19

4.

Культура
19501980-х годов.

1

Развитие различных направлений
культуры Пензенского края.
Противоречивость культурной
жизни Пензенского края.

Составление таблицы
«Направления культуры в
Пензенской области в 19501980-х
годах».
Просмотр и обсуждение фильма
6. «Народные ремесла и
промыслы Пензенского края».
Телепроект «Добро пожаловать в
Пензенскую область.
Составление «Известные
представители
культуры
и искусства Пензенского
края в 1950-1980-х годах».
Конференция «Противоречивость
культурной жизни
Пензенского края в 1950-1980х
годах».

5.

Россия
и
Пензенская
область в
19801990-е годы.

1

Негативные процессы в экономике
России и Пензенской области.
Перестройка.
Изменения в промышленности и
сельском хозяйстве. Рыночные
преобразования в Пензенской
области в 1990-е годы.

Диспут
«Экономический
кризис в Пензенской области в
1980-1990-е годы».
Дебаты «Политические партии и
движения
Пензенской области в 19801990-е
годы».

Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf

1)

Фильм 6. «Народные ремесла и
промыслы Пензенского края». Телепроект
«Добро пожаловать в
Пензенскую
область.
http://welcome2penza.ru/about-theregion/videoabout-the-penza-region/

3)

Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой.

1)

20

– Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf
3)Penzenskaya_oblast_v_cifrah_i_factah_1
987.pdf (liblermont.ru)
6.

Население
в
Пензенской
области
начале
XXI века.

1

Изменение численности населения
Проект «Демографическая
региона. Участие Пензенской
характеристика Пензенской
области в реализации национального области в начале XXI века».
проекта «Демография».
Круглый стол «Участие
Пензенской области в реализации
национального проекта
«Демография».

Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf

1)

Демографический прогноз для
Пензенской области с учетом
Пенсионной реформы. alekhin-yashin.pdf
(teoria-practica.ru)

3)

7.

Культура
и
образование
Пензенской
области в начале
XXI века.

1

Дошкольное образование. Общее
образование. Работа с одаренными
детьми. Дополнительное
образование. Профессиональное
образование.
Книга и библиотека. Музеи –
хранители и трансляторы памяти.
Театр и кино. Архитектура и
изобразительно искусство.

Круглый стол «Система
образования Росси и
Пензенской области».
Исследовательская работа
«Дополнительное образование
Пензенской области».
Исследовательская работа
«Профессиональное

1) Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2) Пензенский край в истории и культуре

21

Музыка.

8.

Национальные и
религиозные
культурные
традиции

1

образование Пензенской
области».

России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
Проект «Памятники истории и
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_m1) Пензенская
культуры Пензенской области».
энциклопедия в 2 томах. Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
Проблемный диалог «Роль
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
средств массовой информации в
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
сохранении историкокультурного
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
наследия
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
Пензенского края».
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
Конференция
«Роль
Пензенского каря в культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
России»
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdfono
gr__a4.pdf
3)
История музыкальной культуры города
Пензы.
Istoriya_muz_kultury_Penzy.pdf
(liblermont.ru)
4)
Культурное наследие Пензенской
области. Культурное наследие
Пензенской области (gks.ru)
5)
Мавлюдов И. Н., Пугачева Н. П.
Культура Пензенского края. Справочное
пособие n.p.pugachevai.n.mavljudovkultura_penzenskogo_kr.pdf
(ucoz.ru)
Национальные
культурные Выставка-презентация
1) Пензенская энциклопедия в 2 томах.
традиции.
Национальные «Народы Пензенского края.
Т.1.
культурные
автономии Национальные культурные
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
Пензенской области.
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e

22

Религия
области.
Иудаизм.

Пензенской
области.

народов
Пензенской традиции».
Православие. Ислам.
Круглый стол «Пензенская
область – территория диалога
культур».
Дискуссия «Религия народов
Пензенской области».

9.

Пензенская
–
область субъект
Российской
Федерации.

2

Структура органов власти
Пензенской области как субъекта
Российской Федерации.
Система управления Пензенской
области.
Административнотерриториальное
деление Пензенской области.
Обязанности губернатора и
вицегубернатора Пензенской
области. Правительство Пензенской

Круглый стол «Органы власти
Пензенской области и их
полномочия».
Дискуссия «Законодательство
России и Пензенской области».

nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2) Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_m1) Пензенская
энциклопедия в 2 томах. Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2) Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdfono
gr__a4.pdf

1)

Пензенская энциклопедия в 2 томах.

Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой.

23

области как высший
исполнительный орган
государственной власти Пензенской
области.
Референдумы. Законодательное
собрание Пензенской области как
орган законодательной власти в
регионе.

– Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf

10.

Пензенская
символика.

1

Герб, флаг, гимн Пензенской
области. Гербы городов и районов
Пензенской области.

Выставка-презентация
«Особенности
культурноисторического развития
Пензенского края в его
символике».

11.

Выборы
и
политические
партии.

1

Общие и отличительные черты в
развитии многопартийности
Пензенской области и России.
Особенности изменений в
избирательном праве в 1990-х2020-х
годах. Политические установки
партийных структур в современной
России.

Диспут/дебаты «Особенности
1)
Пензенская энциклопедия в 2 томах.
изменений в избирательном праве Т.1.
в 1990-2020-х годах».
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
Круглый стол «Политические
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
установки партийный структур в
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
современной
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
России».
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой.
– Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.

Пензенская энциклопедия в 2 томах.
Т.1. https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf

1)

https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf
24

12.

1317.

Экономическое
развитие:
испытания
и
перспективы.

Проектная
деятельность.
Экскурсии.

1

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Специфика экономического
развития Пензенской области в
первые десятилетия XXI века.
Изменения социальной
инфраструктуры в первые
десятилетия XXI века в
Пензенской области. Основные
сферы экономического и
социокультурного
сотрудничества Пензенской области.
Направления международного
сотрудничества Пензенской области
на современном этапе.

Сравнительный
анализ
«Социально-экономическое
развитие Пензенской области в
начале XXI века».
Круглый стол «Социальная
инфраструктура в первые
десятилетия XXI века в
Пензенской области».
Проект
«Направления
международного сотрудничества
Пензенской области на
современном этапе».

1)

Пензенская энциклопедия в 2 томах.

Т.1.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т1.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т1.pdf; Т.2.
https://dl.liblermont.ru/DL/December_19/Pe
nz_enciklopediya_т2.pdf/download/Penz_e
nciklopediya_т2.pdf
2)
Пензенский край в истории и культуре
России: моногр. / под ред. О.А. Суховой. –
Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 526 с.
https://dep_irkimpi.pnzgu.ru/files/dep_irkim
pi.pnzgu.ru/yagov_kol_monogr__a4.pdf

Проекты
по
истории
Пензенского края в древности.
Экскурсии.
17

25

5. Список литературы
Белорыбкин Г.Н. Историография древней истории Пензенского края. – Пенза, 1995.
(Соавтор: Кишинская С.А); Золотаревское поселение. – СПб.–Пенза, 2001.
Белорыбкин Г.Н. Археологическая карта // Пензенская энциклопедия. – М., 2001.
Белорыбкин Г.Н. Западное Поволжье в средние века. – Пенза, 2003.
Белорыбкин Г.Н. Буртасы. – Пенза, 2008.
Белорыбкин Г.Н. Засечные черты – Великая Русская стена // Вояджер: мир и человек. – 2012. № 3.
Белорыбкин Г.Н. Раскопки средневекового селища Котово // Археологические открытия. – 2011.
Белорыбкин Г.Н. Древняя история Пензенского края. – Пенза, 1988.
Белорыбкин Г.Н. Буртасы. Вгляд на проблему // Временник, 1994. – № 11.
Белорыбкин Г.Н., Мухамедова Р.Г. Татары-мишари // Пензенская энциклопедия. – Пенза, 2001. С.
602-603.
Белорыбкин Г.Н. Русские // Пензенская энциклопедия. Пенза, 2001. С. 530-531.
История Сурского края. Учебное пособие. /Сост. Г.В. Гарбуз. / Под ред. В. Ю. Карнишина. –
Пенза, 2015.
История Пензенского края. Г. Н. Белорыбкин [и др.; под ред. Г. Н. Белорыбкина, Н. П.
Берляковой]: учебное пособие для основных школ. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Пенза: Эстейт Проект,
2007.
История Пензенского края со второй половины XIX века до наших дней [Электронный ресурс]:
(электронное учебное пособие): [для учащихся 9 классов]. – Пенза: Пензенский ин-т развития
образования: АЛЮР. – 2009.
История Пензенского края. Конец XX – начало XXI века: Учеб.-мет. пос. (А.В. Очкина, В.А.
Власов, Е.А. Прохорова, Н.П. Берлякова, Г.Н. Рябова, А.В. Первушкин, Л.А. Королева, В.В.
Гошуляк, А.А. Грачев, И.С. Шишкин, В. Ю. Карнишин, О.А. Сухова, В.В. Табаченкова) / Под ред
Г.Н. Белорыбкина, Н.П. Берляковой. – Пенза, 2022.
История музыкальной культуры города Пензы. Монография. /Сост. кандидат педагогических наук,
доцент кафедры «Музыка и методика преподавания музыки» ПГУ, член-корреспондент
Петровской академии наук и искусств В.В. Бахтин. – М.: Издательский дом «ЭнциклопедистМаксимум», 2019. – 262 с. (серия «Библиотека духовной культуры», выпуск 65).
Мавлюдов И. Н., Пугачева Н. П. Культура Пензенского края. Справочное пособие. – Пенза, 2012.
Мурашов Д.Ю. Декабристы-пензяки. Спорно о бесспорном // Дмитрий Мурашов. – Пенза, 2015.
Мурашов Д.Ю. Александр Герцен и Пензенский край. – Пенза. – 2020.
Пензенский край в истории и культуре России: моногр. / под ред. О. А. Суховой. – Пенза: Изд-во
ПГУ, 2014.
Первушкин В.И. Мордва // Пензенская энциклопедия. – Пенза, 2001. Первушкин В.И. Пургас,
Пуреш // Пензенская энциклопедия. – Пенза, 2001.
Пензенская энциклопедия. /Гл. ред. К.Д. Вишневский. Ред. коллегия: Г.Ф. Винокуров, В.А. Власов,
В.С. Годин, Н.И. Забродина, Н.М. Инюшкин (зам. гл. ред.), Л.И. Крутова, М.И. Кутанина (учёный
секретарь), О.М. Савин, А.В. Тюстин, В.Н. Хрянин, А.И. Чирков. – М.: Большая Российская
энциклопедия, 2001.
Пензенские губернские ведомости. Первое пятидесятилетие, 1838-1887: отдел неофициальный:
систематический свод статей, относящихся к Пензенскому краю, хронологический и алфавитные
указатели / сост. И. И. Василев. – Пенза: Губернская типография, 1889.
Полубояров М.С. Мокша, Сура и другие... Материалы к историкотопонимическому словарю
Пензенской области. – М., 1992.
Полубояров М.С. На реке Сердобе и в иных урочищах. Сердобск и Сердобский район в XVIII веке.
– Саратов, 1999.
Полубояров М.С. Малая долька России. Очерки о Малосердобинском районе Пензенской области.
– Малая Сердоба, 2003.
Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики. – М., 2003; 2е изд. – М.,
2010.
Спасская летопись \ Н.И. Забродина, В.А. Мочалов, О.А. Сушкина, М.В. Сушкин; Под редакцией
Н.И.Забродиной. – Спасск, 2008.
Сухова О.А. Краеведение в новейшей истории России: библиографический справочниккомментарий. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета. – Пенза:
Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского (ПГПУ).
26

Исторический факультет: Гуманитарный учебно-методический и научно-издательский центр
(ГУМНИЦ), 2011.
Сухов А.Б., Сухов В.А. С высоты его валов. (Из истории города Городище). Книга первая. Судьба
страны была его судьбой. – Пенза, 2012.
Тюстин А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. Т. 3 (У-Я),
дополнения (А–Т).: [биогр. слов.] / Тюстин А.В., Шишкин И.С. – М.: Локус Станди, 2013.
Ульянов А.Е. Динамика численности крестьянского населения Пензенской губернии во второй
половине XIX - начале XX века. – Тамбов: Грамота, 2009. №03. 199 – 202 с.
Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. – Казань

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».