МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА
МБОУ СОШ им. В.Я.Прошкина с. Шугурово
УТВЕРЖДЕНО
ПРИНЯТО
НА ЗАСЕДАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОВЕТА
ПРИКАЗ №
ОТ « -____________2023Г.
Директор школы
______ _Кротова Л.К.
Прикз №
От «___» ________2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык»
для обучающихся 1-4 классов
Шугурово 2023г
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (эрзянский) язык».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (эрзянский) язык»
(предметная
область
«Родной
язык
и
литературное
чтение
на родном языке») (далее соответственно – программа по родному (эрзянскому) языку, разработана
для обучающихся, владеющих родным (эрзянским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянскому)
языку.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (эрзянского) языка, место
в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых
результатов.
Содержание
обучения
раскрывает
содержательные
линии,
которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянскому) языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родному (эрзянскому) языку разработана с целью оказания методической
помощи
учителю
в
создании
рабочей
программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения. Она позволит учителю: реализовать в процессе преподавания родного
(эрзянского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и
предметных
результатов
обучения,
сформулированных
в
ФГОС
НОО,
определить
и
структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной
(эрзянский) язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО, федеральной образовательной
программой начального общего образования,
федеральной рабочей
программой воспитания,
разработать календарно-тематическое планирование с учётом специфики конкретного класса.
Содержание программы по родному (эрзянскому) языку составлено таким образом, что
достижение
и
метапредметных
обучающимися
результатов
обеспечивает
как
преемственность
личностных,так
и
перспективность
в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основного
общего образования и подчёркивают пропедевтическое значение этапа начального образования,
формирование готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
. В содержании программы по родному (эрзянскому) языку выделяются следующие
содержательные линии: «Система языка» и «Развитие связной речи». Обучение всем уровням
языка и всем видам речевой деятельности происходит комплексно и строится на материале
высокохудожественных занимательных текстов для чтения и аудирования, расширяющих
познавательный опыт обучающихся и формирующих их мировоззрение. Языковой материал
призван
сформировать
способствовать
первоначальные
усвоению
норм
представления
эрзянского
о
структуре
литературного
языка,
эрзянского
языка,
орфографических
и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм эрзянского литературного языка, речевых норм и правил речевого
этикета
в
процессе
устного
и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение на родном языке».
Изучение родного (эрзянского) языка направлено на достижение следующих целей:
приобретение обучающимися первоначальных представлений о роли языка как основного
средства
человеческого
общения,
осознание
языка
как
одной
из главных духовно-нравственных ценностей народа, понимание значения родного языка для
освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, понимание необходимости овладения
родным
языком,
проявление
познавательно
интереса
к родному языку и желания его изучать;
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте родного (эрзянского) языка среди
других языков народов России, его роли как носителя народной культуры, средства её познания,
понимания эстетической ценности родного языка, стремления к овладению выразительными
средствами, свойственными родному (эрзянскому) языку;
формирование и развитие всех видов речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах родного (эрзянского) языка (слушание (аудирование), говорение, чтение,
письмо);
овладение первоначальными научными представлениями о системе родного (эрзянского)
языка
(фонетика,
графика,
лексика,
морфемика,
морфология
и синтаксис), основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) родного (эрзянского) литературного языка и речевого этикета.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (эрзянского) языка, –
118 часов: в 1 классе – 33 часов (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе – 34 часа
(1 час в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные
недели),
в
4
классе
–
17
часов
(0,5 часов в неделю, 34 учебные недели).
Содержание обучения в 1 классе.
Начальным этапом изучения родного (эрзянского) языка в 1 классе является учебный курс
«Обучение грамоте». На учебный курс «Обучение грамоте» рекомендуется отв одить 46 часов (2
часа в неделю: 1 час учебного предмета «Родной (эрзянский) язык» и 1 час учебного предмета
«Литературное
чтение
на родном (эрзянском) языке»). Продолжительность учебного курса «Обучение грамоте» зависит
от
уровня
подготовки
обучающихся
и
может
составлять
до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1
классе может варьироваться до 10 недель.
Обучение грамоте.
Развитие речи. Составление предложений и небольших рассказов повествовательного
характера
на
эрзянском
языке
по
по определённым тематическим образцам:
серии
сюжетных
картинок,
материалы собственных игр, наблюдения за
окружающим миром.
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении слух.
Слово
и
предложение.
Восприятие
слова
как
объекта
изучения,
материала
для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Сравнение предложения, словосочетания, слова,
описывание их сходства и различия. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка. Распространение предложений.
Фонетика.
Звуки
речи.
Единство
звукового
состава
слова
и
его
значения.
Последовательность звуков в слове и их количество.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ
слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов,
соответствующих заданной модели.
Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Обучение
произношению
звуков
л
–
лʼ,
р
–
рʼ,
с
–
з,
сʼ
–
зʼ,
ж
–
ш,
на
слоги
с – ш, к – г, п – б.
Слог
как
минимальная
произносительная
единица.
Деление
слов
и определение их количества. Слоги, состоящие из одного гласного. Классификация слов по
количеству слогов. Перенос слова по слогам. Нахождение и исправление ошибок, допущенных при
делении слов на слоги.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Анализ буквенного состава слов.
Обозначение гласных звуков а, и, о, у, ы, э буквами а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Слоговой принцип эрзянской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости
согласных
звуков.
Функции
букв
е,
ё,
ю,
я.
как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Последовательность букв в алфавите эрзянского языка.
Мягкий
знак
Чтение. Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук; чтение слов с
гласными буквами е, ё, ю, я; чтение слов с ь, ъ и й). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и
паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение, чтение с необходимой
интонацией
(вопросительной,
предложений.
восклицательной,
Выразительное
чтение
на
побудительной)
материале
слов,
небольших
словосочетаний,
прозаических
текстов
и стихотворений на эрзянском языке.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, необходимые во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов,
слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо разборчивым, аккуратным
почерком.
и
Письмо
предложений,
написание
под
которых
не
диктовку
расходится
с
их
слов
произношением.
Приёмы
и последовательность правильного списывания текста.
Функция небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса.
Орфография и пунктуация. Правила правописания и их применение: раздельное написание
слов, прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена и фамилии людей,
клички животных, географические названия), перенос слов по слогам, знаки препинания в конце
предложения.
Систематический курс.
Содержательная линия «Система языка».
Общие сведения о языке.
Язык как основное средство человеческого общения. Эрзянский язык – национальный язык
мордвы-эрзи. Цели и ситуации общения.
Фонетика.
Звуки
речи.
Классификация
звуков
родного
(эрзянского)
языка.
Гласные
и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Правильное произношение согласных.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Слова с согласным звуком
[й] и гласным звуком [и]. Шипящие ж, ш, ч.
Слог. Количество слогов в слове. Специфика эрзянского ударения. Деление слов на слоги
(простые
случаи,
без
стечения
согласных).
Перенос
слов
с
буквой
й
и мягким знаком (ь).
Графика.
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение при письме твёрдости согласных
звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение при письме мягкости согласных звуков
буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Алфавит. Эрзянский алфавит на основе русской графики. Правильное название букв в
алфавите, их последовательность.
Значение алфавита. Его использование для упорядочения списка слов.
Орфоэпия.
Произношение звуков и сочетаний звуков.
Лексика.
Слово как единица языка (ознакомление). Слово как название предмета, признака предмета,
действия предмета (ознакомление). Обучение классификации слов по: тематическому принципу
(набор для обучения: тонавтнемапель (учебник), пор (мел), ручка, карандаш; игрушки: няка
(кукла), овтыне (медвежонок), мецке (мячик); птицы: озяз (воробей), варака (ворона), сезьган
(сорока);
фрукты
и овощи: куяр (огурец), модамарь (картофель) и прочее), общим признакам (цвет: ашо (белый),
раужо (чёрный); размер: покш (большой), вишкине (маленький). Выявление слов, значение
которых требует уточнения.
Синтаксис.
Предложение
как
единица
языка
(ознакомление).
Сходство
и
различие
слова
и предложения. Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Составление
с
предложений
нарушенным
порядком
из
слов,
набора
нахождение
форм
в
слов.
предложении
Анализ
предложения
смыслового
пропуска
и ошибок в графическом оформлении, распространение предложений.
Орфография и пунктуация.
Правила правописания и их применение.
Раздельное написание слов в предложении.
Прописная
буква
в
начале
предложения
и
в
именах
собственных
(имена
и фамилии людей, клички животных, географические названия).
Перенос слов (без учёта морфемного членения слова).
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный
знак.
Текст, алгоритм его списывания. Знаки препинания в предложениях текста.
Содержательная линия «Развитие речи».
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, место, ситуация, обстоятельства общения. Ситуации
устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Содержание обучения во 2 классе.
Содержательная линия «Система языка».
Общие сведения о языке.
Язык
как
основное
средство
человеческого
общения.
Язык
как
одна
из главных духовно-нравственных ценностей народа и явление национальной культуры.
Необходимость овладения родным языком, проявление познавательного интереса к нему и желание
изучать.
Первоначальные
представления
о
единстве
и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, месте эрзянского
языка среди других языков народов России, его роли как носителя народной культуры, средства её
познания.
Фонетика и графика.
Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков, различение
звуков и букв, различение твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков,
обозначение при письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я,
согласный звук [й] и гласный звук [и].
Качественная характеристика звука: гласный-согласный, согласный твёрдый- мягкий,
парный-непарный по твёрдости-мягкости, согласный звонкий-глухой, парный-непарный по
звонкости-глухости. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и
непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков,
определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Мягкий
знак
(ь)
как
показатель
мягкости
предшествующего
согласного
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами
е, ё, ю, я
в конце и в середине слова.
(в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги, в том числе при стечении согласных.
Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная
строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия.
Произношение звуков и сочетаний звуков. Произношение ц вместо дс, дьс, дсь, тс, тьс.
Лексика.
Слово как
единство звучания и
значения. Лексическое значение
слова
(общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения
слова по тексту или с помощью толкового словаря. Уточнение значения слова.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Синонимы, антонимы, их использование в речи.
Состав слова (морфемика).
Знакомство со значимыми частями слова (корень, суффикс).
Корень как обязательная часть слова. Звонкие и глухие согласные в корнях слов, их
произношение и правописание (саразке – сараз, кедькс – кедь). Однокоренные (родственные) слова.
Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных
слов
и
слов
с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Изменяемые и
неизменяемые слова.
Суффикс как часть слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.
Морфология.
Первое представление о частях речи.
Слова, отвечающие на вопросы «кие?», «кить?» («кто?»), «мезе?», «мезть» («что?»), их
общее значение, употребление в речи.
Слова, отвечающие на вопросы «кодамо?» («какой? какая? какое?»), «кодат?» («какие?»), их
общее значение, употребление в речи.
Слова, отвечающие на вопросы «мезе теемс?» («что делать?»), «мезе теи?» («что делает?»),
«мезе теить?» («что делают?»), «мезе тейнить?» («что делают?») (многократно), их общее значение,
употребление в речи.
Обучение постановке вопроса.
Синтаксис.
Повторение изученного в
1
классе: порядок
слов
в
предложении,
связь
слов
в предложении.
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова.
Предложения, которые обозначают, о ком или о чём идёт речь, что о них говорится.
Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.
Связь
слов
в
предложения.
Выделение
словосочетаний
в
предложениях
(с с использованием вопроса).
Виды
предложений
побудительные.
Виды
по
цели
высказывания:
предложений
повествовательные,
по
вопросительные,
эмоциональной
окраске
(по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Точка, вопросительный и
восклицательный знаки в конце предложения.
Текст. Смысловое и грамматическое объединение предложений.
Орфография и пунктуация.
Повторение
изученного
в
1
классе:
прописная
буква
в
начале
предложения
и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных, географические названия), знаки
препинания
в
конце
предложения,
перенос
слов
со
строки
на строку.
Перенос слов с й и мягким знаком (ь), с удвоенными согласными.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова (кузт – куз, кузось, тарадт – тарад,
тарадось).
Содержательная линия «Развитие речи».
Повторение
изученного
в
1
классе:
речь
как
основная
форма
общения
между людьми, её роль в жизни человека; текст как единица речи.
Монологическая
и
диалогическая
речь.
Выбор
языковых
средств
в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной
задачи (ответ на заданный вопрос, выражение собственного мнения). Обучение умению вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Практическое овладение
диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета. Овладение нормами речевого
этикета
в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств информационнокоммуникационных технологий.
Слово – предложение – текст. Слово и его значение. Обучение использованию синонимов и
антонимов в речи. Обучение распространению предложений. Обучение нахождению в тексте
ключевых слов.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность
предложений в тексте, выражение в тексте законченной мысли. Наблюдение за текстом и
отдельными предложениями, которыми не объединены семантически. Выделение темы текста.
Основная мысль текста. Последовательность частей текста (абзацев). Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным текстам. Корректирование текстов с нарушенным порядком
предложений и абзацев.
Составление предложений и рассказов по репродукции картины. Составление рассказа по
личным наблюдениям, вопросам, ключевым словам.
Понятие об изложении. Обучающие изложения. Подробное изложение повествовательного
текста объёмом 30–45 слов.
Содержание обучения в 3 классе
.
Содержательная линия «Система языка».
Сведения о родном (эрзянском) языке.
Место
эрзянского
языка
среди
других
языков
народов
России,
его
роль
как носителя народной культуры. Значение эрзянского языка, наряду с мокшанским, как
государственного языка на территории Республики Мордовия.
Методы познания родного (эрзянского) языка: наблюдение, анализ, лингвистический
эксперимент.
Фонетика и графика.
Повторение
изученного:
звуки
и
буквы
родного
(эрзянского)
языка;
гласные
и согласные звуки, их обозначение буквами; согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный),
согласный
глухой
(звонкий),
парный
(непарный),
слог,
перенос
слова
с одной строки на другую, правописание мягкого знака (ь), использование алфавита при работе со
словарями, справочниками, каталогами.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах. Удвоенные согласные.
Орфоэпия.
Нормы
произношения
звуков
и
сочетаний
звуков
в
словах
в
соответствии
с нормами современного эрзянского литературного языка (на перечне слов, отрабатываемом в
учебнике).
Лексика.
Повторение изученного: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова. Устаревшие слова.
Состав слова (морфемика).
Повторение изученного: корень как обязательная часть слова, однокоренные (родственные)
слова, признаки однокоренных (родственных) слов, различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, выделение в словах корня.
Однокоренные
слова
и
формы
одного
и
того
же
слова.
Звонкие,
глухие
и непроизносимые согласные в корне слова.
Корень,
суффикс
Словоизменительный
как
значимые
суффикс. Выявление
части
слова.
суффикса
Словообразовательный
в
суффикс.
несложных словах. Образование
родственных слов с помощью суффиксов.
Морфология.
Части речи. Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,
местоимение, глагол, послелог.
Имя
существительное:
существительные
и
нарицательные
и неодушевлённые.
общее
единственного
значение,
и
существительные.
вопросы,
употребление
множественного
Имена
числа.
существительные
в
речи.
Имена
Собственные
одушевлённые
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имя прилагательное –
неизменяемая часть речи.
Местоимение.
Личные
местоимения,
их
употребление
в
речи.
Понятие
о формах 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа местоимения. Использование личных
местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Изменение глаголов по лицам и числам. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.
Послелог: общее значение. Мельга, трокс, пачк, марто, лангсо, кувалт, пельде и другие слова
такого
типа
–
послелоги.
Объединение
слов
в
предложении
с помощью послелогов.
Синтаксис.
Повторение
изученного:
предложение,
установление
при
помощи
смысловых
(синтаксических) вопросов связи между словами в предложении, выделение словосочетаний в
предложении, виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по
интонации).
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены
предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Орфография и пунктуация.
Повторение изученного: орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости
от
места
орфограммы
в
слове,
контроль
и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на
новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правописание гласных перед словоизменительными суффиксами имён существительных
множественного числа -т (-ть).
Раздельное
написание
послелогов
с
именами
существительными
и
личными
местоимениями.
Содержательная линия «Развитие речи».
Повторение пройденного: монологическая и диалогическая речь, составление связного
текста на заданную тему, использование в нём синонимов и антонимов, создание игровых ситуаций
с использованием речевых формул для выражения приветствия, благодарности, прощания.
Художественный текст, его специфика. Средства (слова и словосочетания) художественной
выразительности.
Слово и предложение. Текст. Составление предложений различного типа. Связная речь.
Специфика связной речи.
Продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная
мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и
абзацев. Чтение текста с соответствующей интонацией.
Изложения и сочинения различного типа.
Сочинение по картине. Сочинение по наблюдениям за работой взрослых, игрой, учёбе.
Нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового
общения.
Речевые
средства,
помогающие
формулировать
и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии, договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, контролировать действия при проведении парной и
групповой работы.
Содержание обучения в 4 классе.
Содержательная линия «Система языка».
Сведения о родном (эрзянском) языке.
Значение эрзянского языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа,
необходимость овладения родным языком, проявление познавательного интереса к родному языку
и желание его изучать. Выразительные средства, свойственные эрзянскому языку.
Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини-исследование, проект.
Фонетика и графика.
Повторение изученного: звуки, буквы, слог; характеристика, сравнение, классификация
звуков вне слова и в слове по заданным параметрам.
Звуко-буквенный анализ слова.
Правописание согласных в корне слова.
Орфоэпия.
Повторение
и
чтения.
пройденного:
Нормы
произношения
правильная
звуков
интонация
и
сочетаний
в
процессе
звуков
в
говорения
соответствии
с нормами современного эрзянского литературного языка.
Лексика.
Повторение изученного: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
устаревших слов.
Состав слова (морфемика).
Повторение изученного: состав слова, выделение в словах корня, суффикса(суффиксов).
Основа слова.
Значение
наиболее
прилагательного, глагола.
употребляемых
суффиксов
имени
существительного,
имени
Морфология.
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное как часть речи. Повторение изученного: имена существительные
единственного
и
множественного
числа,
собственные
и нарицательные существительные, одушевлённые и неодушевлённые.
Склонение имён существительных. Основное (неопределённое) склонение. Названия и
вопросы
падежей
основного
(неопределённого)
склонения.
Понятие
о девяти падежах. Падежные суффиксы (суффиксы падежей).
Использование имени существительного в форме различных падежей. Использование имени
существительного с послелогами.
Роль имени существительного в речи.
Морфологический разбор имени существительного как части речи.
Имя
прилагательное
как
часть
речи.
Значение
имени
прилагательного
в
речи
и тексте. Образование имён прилагательных. Правила написания имён прилагательных.
Изобразительные функции имени прилагательного в предложении и тексте.
Морфологический разбор имени прилагательного как части речи.
Имя числительное как часть речи. Признаки имени числительного. Вопросы, на которые
отвечает имя числительное. Имена числительные, обозначающие количество и порядок при счёте.
Связь имён числительных с именами существительными.
Роль имени числительного в речи.
Морфологический разбор имени числительного как части речи.
Местоимение.
Повторение изученного: личные местоимения.
Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Склонение
личных местоимений.
Роль местоимения в речи.
Морфологический разбор личных местоимений как части речи.
Глагол. Повторение изученного: неопределённая форма глагола, изменение глаголов по
лицам и числам в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Отрицательные формы глагола.
Морфологический разбор глагола как части речи.
Наречие.
Знакомство
с
частью
речи
в
процессе
анализа
текстов
в
учебнике
и составления своих высказываний (как самостоятельная учебная тема «Наречие» не изучается).
Понятие о наречии как о неизменяемой части речи, обозначающей место действия и
отвечающей на вопросы «косо?» («где?»), «ков?», «козо?» («куда?»), «косто?» («откуда?»), время
действия «зярдо?» («когда?»), образ действия «кода?» («как? каким образом?») и другие.
Выполнение соответствующих заданий, предполагающих, например, постановку вопроса к
выделенным словам: Тейтернесь моры – Тейтернесь моры мазыйстэ «Девочка поёт – Девочка поёт
красиво», Нармунесь ливти – Нармунесь ливти верьга «Птица летит – Птица летит высоко»,
Церынесь тонавтни – Церынесь тонавтни вадрясто «Мальчик учится – Мальчик учится хорошо»,
Ялгам тусь. – Ялгам тусь васов «Друг [мой] уехал. – Друг [мой] уехал далеко».
Послелог.
Повторение
изученного:
объединение
слов
сочетание
слов
в
предложении
с помощью послелогов.
Синтаксис.
Повторение
и
изученного:
предложение,
их
(повествовательные,
(восклицательные
и
сходства
и
слово,
различия, виды предложений
вопросительные
и
предложении
и
побудительные)
невосклицательные),
(при
помощи
связь
и
между
смысловых
(словосочетание)
по цели
высказывания
эмоциональной
словами
вопросов),
в
окраске
словосочетании
нераспространённые
и распространённые предложения.
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами ды «и», а, но. Интонация
перечисления в предложениях с однородными членами.
Синтаксический разбор простого предложения.
Текст. Обучению редактированию текста.
Орфография и пунктуация.
Повторение изученного: орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове, контроль при проверке собственных и предложенных
текстов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами ды «и»,
а, но и без союзов.
Содержательная линия «Развитие речи».
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного
или
общения,
основной
мысли
диалог,
в
монолог,
заголовке.
отражение
Корректирование
темы
текстов
текста
(заданных
и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Компьютерный текст.
Текст, его тема и идея. Композиция текста.
Обучение составлению плана текста.
Изложение
как
вид
устной
и
письменной
работы
и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
(подробный
устный
Изучающее,
ознакомительное
чтение.
Поиск
информации,
заданной
в
тексте
в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Речевой этикет. Формулы, которые используются при извинении: чуман (виноват(а),
простямак (прости, извини), простямизь (простите, извините), нолдык (нолдынк) чумом (прости,
извини (простите, извините) [меня]
(буквально: отпусти(те) вину [мою]). Особенности
эпистолярного жанра на родном (эрзянском) языке. Написание письма с помощью компьютера.
Использование электронной почты для получения и отправки писем.
Планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянскому) языку на
уровне начального общего образования.
В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление
через
ценностного
изучение
родного
отношения
(эрзянского)
к
своей
языка,
Родине,
в
являющегося
том
частью
числе
истории
и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
статуса
родного
(эрзянского)
языка
в
Российской
Федерации
и в субъекте;
сопричастность
к
прошлому,
настоящему
и
будущему
родного
края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные
представления
о
человеке
как
члене
общества,
о
правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения
и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление
с
сопереживания,
использованием
языковых
уважения
средств
и
для
доброжелательности
выражения
(в
своего
том
числе
состояния
и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам
искусства,
традициям
и
творчеству
своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как
средства общения и самовыражения;
4) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых
способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное
отношение
к
результатам
труда,
навыки
участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через
примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное
отношение
к
природе,
формируемое
в
процессе
работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представление о системе родного (эрзянского) языка);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного
(эрзянского) языка).
В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне начального общего образования у
обучающегося
будут
сформированы
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать
различные
языковые
единицы,
устанавливать
основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые
единицы и явления родного (эрзянского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать
предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой
ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике)
информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила
информационной
в
безопасности
при
поиске
информации
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации,
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в
соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося
будут
сформированы
умения
самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать
свои
учебные
действия
для
преодоления
речевых
и орфографических ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать
с
учётом
участия
краткосрочные
в
коллективных
и
долгосрочные
задачах)
в
цели
стандартной
(индивидуальные
(типовой)
ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной
работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
Предметные
результаты
изучения
родного
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
различать слово и предложение. выделять слова из предложений;
выделять звуки из слова;
(эрзянского)
языка.
различать гласные и согласные звуки, в том числе различать в слове согласный звук [й] и
гласный звук [и]);
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);
различать понятия звук и буква;
определять количество слогов в слове, делить слова на слоги (простые случаи: слова без
стечения согласных);
обозначать при письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце
слова;
правильно
называть
буквы
алфавита
эрзянского
языка,
использовать
знание
последовательности букв алфавита для упорядочения списка слов;
писать
аккуратным
разборчивым
почерком
прописные
и строчные буквы, соединения букв, слова;
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении,
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки,
прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии людей, клички
животных, географические названия), перенос слов по слогам (слова из слогов типа «согласный +
гласный»);
правильно
списывать
(без
пропусков
и
искажений
букв)
слова
и предложения, тексты объёмом 25–30 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3–5 слов,
тексты
объёмом
не
более
20
слов,
правописание
которых
не
расходится
с произношением;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в
соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно
составлять
текст
из
3–5
предложений
по
сюжетным
картинкам
и наблюдениям за окружающей действительностью;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
Предметные
результаты
изучения
родного
(эрзянского)
языка.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
иметь представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
Российской
Федерации,
месте
родного
(эрзянского)
языка
среди других языков народов России, его роли как носителя народной культуры, средства её
познания;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный
парный или непарный по твёрдости-мягкости, согласный парный или непарный по звонкостиглухости;
определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных), делить слово
на слоги;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций
букв е, ё, ю, я;
обозначать
при
письме
мягкость
согласных
звуков
буквой
мягкий
знак
в середине и конце слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выявлять
их
значения
в
тексте
и
уточнять
случаи
значение
употребления
по
словарям,
многозначных
случаи
слов,
понимать
употребления
синонимов
и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кие?», «кить?» («кто?»), «мезе?», «мезть?»
(«что?»);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кодамо» («какой? какая? какое?»), «кодат?»
(«какие?»);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «мезе теемс?» («что делать?»), «мезе теи?»
(«что
делает?»),
«мезе
теить?»
(«что
делают?»),
«мезе
тейнить?»
(«что делают?») (многократно) и другие;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
применять
изученные
правила
правописания,
в
том
числе:
звонкие
и глухие согласные в корне слова, прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках
животных, географических названиях;
правильно
списывать
(без
пропусков
и
искажений
букв)
слова
и предложения, тексты объёмом не более 45–50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом
не более 40–45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить
(2–5
устное
предложений
на
диалогическое
определённую
тему,
и
монологическое
по
с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
наблюдениям
высказывания
за
окружающим)
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно
(1–2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать
подробное
изложение
повествовательного
текста
объёмом
30–45
слов
с использованием вопросов;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия.
Предметные
результаты
изучения
родного
(эрзянского)
языка.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
определять место родного (эрзянского) языка среди других языков народов России, его роль
как носителя народной культуры, объяснять значение эрзянского языка как государственного языка
на территории Республики Мордовия.
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
производить звуко-буквенный анализ слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я и
мягкого знака (ь);
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов, подбирать синонимы и антонимы к
словам разных частей речи;
распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные, распознавать существительные собственные и
нарицательные,
их
число
и
одушевлённые
падеж,
склонять
и
имена
неодушевлённые,
существительные
в
определять
единственном
числе
в основном склонении, раскрывать их роль в создании текста;
распознавать
имена
прилагательные,
определять,
какие
признаки
они обозначают, выявлять их значение в тексте;
распознавать глаголы; различать неопределённую форму глагола, отвечающую на вопрос
«мезе теемс» («что делать?»), определять грамматические признаки глаголов: лицо, число, форма
времени, изменять глагол по временам (простые случаи), раскрывать роль глагола в создании
текста;
распознавать
личные
местоимения;
для устранения неоправданных повторов в тексте;
использовать
личные
местоимения
распознавать послелоги, правильно определять их роль в составе словосочетаний и
предложения;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
правильно
списывать
слова,
предложения,
тексты
объёмом
не
более
70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять ошибки по изученным правилам;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и
письменно (1–2 предложения);
строить
устное
диалогическое
и
монологическое
высказывания
(3–5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4 предложения), содержащие
приветствие,
просьбу,
извинение,
благодарность,
отказ,
помощью
слов
с использованием норм речевого этикета;
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять
части
текста
(абзацы)
и
отражать
с
ключевых
или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать
подробное
изложение
по
заданному,
коллективно
или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
Предметные
результаты
изучения
родного
(эрзянского)
языка.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
объяснять значение родного (эрзянского) языка для освоения и укрепления культуры и
традиций своего народа, осознавать его как одну из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры
человека;
проводить звуко-буквенный разбор слов;
подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по
контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему
состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по
комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, число, падеж,
проводить
разбор
имени
существительного
как
части
речи,
раскрывать
роль
имени
существительного в создании текста;
определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных,
раскрывать
их роль в создании текста;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола, определять грамматические
признаки
глаголов:
время,
лицо,
число,
изменять
глаголы
в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать), проводить разбор глагола как части
речи, раскрывать роль глагола в создании текста;
определять
грамматические
признаки
личного
местоимения,
использовать
личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать
предложения
по
цели
высказывания
и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать
с
предложения
однородными
членами,
с
однородными
использовать
членами,
предложения
с
составлять
предложения
однородными
членами
в речи;
производить синтаксический разбор простого предложения;
правильно списывать тексты объёмом не более 80–85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80–85 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить
и
исправлять
орфографические
и
пунктуационные
ошибки
по изученным правилам;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать
языковые средства в ситуации общения;
строить
устное
диалогическое
и
монологическое
высказывания
(4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия;
создавать
для
конкретной
небольшие
ситуации
устные
письменного
и
письменные
общения
тексты
(письма,
в
том
(3–5
предложений)
числе
электронные,
поздравительные открытки, объявления);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
использованием темы или основной мысли;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
использовать ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать
устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации;
интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
уточнять
значение
слова
с
помощью
толкового
словаря
и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
(на
бумажном
Тематическое планирование 1 класс
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Возможность использования
Э(Ц)ОР
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1
Предварительный
устный
курс (добукварный период)
6
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863-schoolerzyanskii-yazik-1-klass
https://ok.ru/tonavtnety
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamy- mordva.html
2
Букварный период
12
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863-schoolerzyanskii-yazik-1-klass
https://ok.ru/tonavtnety
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamy- mordva.html
3
Послебукварный период
10
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863-schoolerzyanskii-yazik-1-klass
https://ok.ru/tonavtnety
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamy- mordva.html
4
Развитие связной речи
5
https://edu.ismart.org/catalog/langerz/?categoryCode=54d863-schoolerzyanskii-yazik-1-klass
https://ok.ru/tonavtnety
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamy- mordva.html
http://finugor.ru:8080/ encyclopaedia.
ИТОГО
33
Тематическое планирование 2 класс
№
п/п
Тема
1
Звуки и буквы
2
Слово
3
Предложение. Текст
4
Развитие связной речи
ИТОГО
Возможность использования Э(Ц)ОР
Кол-во
часов
Все КР РР
го
https://ok.ru/tonavtnety
6
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamy- mordva.html
https://ok.ru/tonavtnety
12
1
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamymordva.html
http://fulib.ru/books.php?action=viewErze
nkel
https://ok.ru/tonavtnety
10
1
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediya-mymordva.html
6
1
https://ok.ru/tonavtnety
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamy- mordva.html
http://finugor.ru:8080/ encyclopaedia.
34
Тематическое планирование 3 класс
№
п/п
Тема
1
Повторение изученного во 2
классе
2
Слово
3
Морфология. Части речи
Возможность использования Э(Ц)ОР
Кол-во
часов
Все КР РР
го
https://ok.ru/tonavtnety
2
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamy- mordva.html
https://ok.ru/tonavtnety
4
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamymordva.html
http://fulib.ru/books.php?action=viewErze
nkel
https://ok.ru/tonavtnety
17 1
1
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediya-mymordva.html
Словосочетание.
Предложение. Текст
Развитие связной речи.
5
6
1
ИТОГО
34
2
1
https://ok.ru/tonavtnety
http://2all.kiev.ua/22452-enciklopediyamy- mordva.html
http://finugor.ru:8080/ encyclopaedia.
2
Тематическое планирование 4 класс
№
п/п
Тема
1
Повторение изученного во 2-3
классе
2
Морфология. Части речи
Кол-во часов
Все
го
2
КР
9
РР
1
Возможность использования
Э(Ц)ОР
https://ok.ru/tonavtnety
http://2all.kiev.ua/22452enciklopediya-mymordva.html
https://ok.ru/tonavtnety
http://2all.kiev.ua/22452enciklopediya-mymordva.html
3
Предложение. Текст
3
4
Развитие связной речи.
3
1
ИТОГО
17
1
1
https://ok.ru/tonavtnety
http://2all.kiev.ua/22452enciklopediya-mymordva.html
http://finugor.ru:8080/
encyclopaedia.
2