лит.чтение на морд нач.кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА
МБОУ СОШ им. В.Я.Прошкина с. Шугурово

ПРИНЯТО
На заседании
педагогического совета
Протокол №1
От « 31» 08.2023Г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
______ _Кротова Л.К.
Приказ №175
От «31» 08 .2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету «литературное чтение на родном (эрзянском) языке»
1-4 классы

Шугурово2023г

Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение на родном эрзянском) языке»
(предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее
соответственно – программа по литературному чтению на родном (эрзянском) языке,
литературное чтение на родном ( эрзянском) языке) разработана для обучающихся,
владеющих родным (эрзянским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы
по литературному чтению на родном эрзянском) языке.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного чтения на
родном (эрзянском) языке, место
в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению
планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном
(эрзянском) языке включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне начального общего образования, а также предметные результаты за
каждый год обучения.

Пояснительная записка.
Программа по литературному чтению на родном (эрзянском) языке на уровне
начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
Программа по литературному чтению на родном (эрзянском) языке определяет цели,
основное содержание предмета, ориентирует
на приобщение обучающихся к художественному слову на родном эрзянском) языке, к
истокам и основам мордовской литературы как одной
из важнейших национально-культурных ценностей народа, на формирование этнокультурных
знаний. Программа учитывает основные задачи развития, обучения и воспитания, психологовозрастные особенности обучающихся. Литературное чтение на родном ( эрзянском) языке
способствует обучению новому учебному виду деятельности, развитию интеллектуальнопознавательных, художественно-эстетических и творческих способностей, формированию
духовно-нравственных основ личности, соответствующих национальным, общероссийским
и общечеловеческим ценностям, культуры межэтнических отношений.

Программа по литературному чтению на родном (эрзянском) языке построена на
основе художественно-эстетического, тематического
и литературоведческого принципов. Она содействует сохранению единого образовательного
пространства, предоставляет широкие возможности
для реализации различных подходов к построению учебного процесса и является основным
документом для определения качества обучения.
Литературное чтение на родном (эрзянском) языке направлено на формирование у
обучающихся первоначальных знаний о мордовской детской литературе, развитие их
интеллектуальных способностей, создание предпосылок
для дальнейшего использования родной литературы в процессе обучения, воспитания и
развития качеств личности, отвечающих требованиям общего образования, задачам
построения гражданского общества на основе патриотизма, толерантности, диалога культур и
уважения многонационального, поликультурного состава российского общества. Отбор
произведений для чтения и изучения осуществляется с учѐтом их художественноэстетической ценности, воспитательного потенциала, соответствия возрастным особенностям
обучающихся.
В содержании программы по литературному чтению на родном эрзянском) языке
выделяются следующие содержательные линии: речевая и читательская деятельность, круг
детского чтения, творческая деятельность, литературоведческая пропедевтика.
. Изучение литературного чтения на родном (эрзянском) языке направлено на
достижение следующих целей:
формирование читательской компетентности обучающегося, предполагающей
владение техникой чтения, приѐмами понимания прочитанного и прослушанног
о художественного текста, развитие умения пересказа, эмоционального отклика и
рассуждения о прочитанном;
воспитание ценностного отношения к мордовской литературе как существенной части
родной культуры; осознание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни;
формирование духовной потребности
в постоянном чтении;
овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой на родном ( эрзянском)
языке;
развитие способностей к творческой деятельности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (
эрзянском) языке, – 112 часов: в 1 классе – 33 часов (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 4 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю).
Содержание обучения в 1 классе.

Речевая и читательская деятельность.
Ориентирование в учебнике по оглавлению, иллюстрациям и прочим элементам.
Восприятие на слух и самостоятельное чтение фольклорных
и литературных произведений. Развитие навыка чтения: чтение целыми словами с
постепенным увеличением скорости (беглое чтение). Чтение про себя с воспроизведением
содержания прочитанного. Выработка правильной интонации (понижение и повышение тона
звучащей речи) при чтении вслух. Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений, выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор.
Круг детского чтения.
Жили-были буквы.
Стихи мордовских авторов о нужности и важности каждой буквы алфавита:
Н.И. Ишуткин «Буквась оргодсь» (на эрзянском языке) – «Буква сбежала».
Устное народное творчество (малые фольклорные жанры, народные сказки).
- Малые жанры мордовского фольклора. Многообразие малых жанров: прибаутка
«Кснавне» (на эрзянском языке) («Горошинка») «Тьфу, тьфу, цѐрын «Каляда! Бабам пансь
прякинеть» (на эрзянском языке) («Коляда! Бабушка испекла пироги»), колыбельные песни:
(«Нюрямонь моронят» «Нурямонь морынеть» (на эрзянском языке) («Колыбельная»).
Народная сказка. Реальность и волшебство в сказке. Герои сказочных произведений.
Нравственные ценности и идеи в мордовских народных сказках. Сказки о «Ёжов атякш»
(на эрзянском языке) «Ривезесь ды каргось» (на эрзянском языке) («Лиса и журавль»).
Произведения о детях и дружбе, родном крае, его природе
и истории, о национальных героях, о животных, семье и традициях и другие тематические
блоки.
Произведения о родной природе. Отражение в произведениях любви к малой Родине и
природе родного края.
Стихотворения: Н.Г.П. Агейкин «Тундось сась» (на эрзянском языке) («Пришла
весна»).
О братьях наших меньших.
Воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным.
Стихотворения о животных: З.Ф. Дорофеев «Кукуня» (на С.М. Люлякина «Монь
ялгам» (на эрзянском языке) ( «Идем ракшань мастор» (на эрзянском языке) («Мир диких
зверей»).
Рассказы: Я.М. Пинясов , «Верной ялга» (на эрзянском языке) («Верный друг»).
Произведения о детях.
Стихотворения: Е.И. Пятаев «Лездамо» (на эрзянском языке) («Помощь»).
Рассказы: Я.М Пинясов «Кодамокс эряви улемс» (на эрзянском языке) («Каким надо
быть»).

Творческая деятельность.
Осмысление иллюстраций к тексту как отражения эмоционального отклика
на произведение. Создание иллюстрации по содержанию прочитанного или прослушанного
произведения. Постижение интонационного рисунка выразительного чтения: ритма, темпа,
силы голоса.
Литературоведческая пропедевтика.
Восприятие художественной литературы как вида искусства. Сравнение прозаической
и стихотворной речи, осмысление различий на уровне формы. Анализ произведения на
элементарном уровне, определение темы (о чѐм говорится) и главной мысли произведения.
Содержание обучения во 2 классе.
Речевая и читательская деятельность.
Совершенствование навыка чтения прозаического и поэтического текста вслух целыми
словами без пропусков и перестановок букв и слогов. Формирование навыка чтения наизусть
с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм. Участие в диалоге: понимание
вопросов собеседника и умение отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.
Составление простого плана текста. Краткая характеристика героев и сказочных персонажей,
оценивание поступков героев произведения (на уровне хороший – плохой). Выражение
собственного отношения к поступкам главного героя.
Круг детского чтения.
Снова в школу!
Воспоминания о лете. Школьная жизнь, обучение, чтение книг, получение новых
знаний. Стихотворения: М.Г. Имяреков «Васенце сентябрьсь» И.Е. Шумилкин «Школав»
(на эрзянском языке) («В школу»). Вспоминаем алфавит: М.В. Слугина «Жуватань лефкст»
«Ракшат-пакшат» (на эрзянском языке)
(«Детѐныши животных»).
Устное народное творчество (малые фольклорные жанры, народные сказки).
Произведения малых жанров мордовского фольклора (пословицы, поговорки,
считалки, загадки).
Пословицы и поговорки на темы: учение, знание, слово и дело, труд, мастерство.
Народная мудрость, заключѐнная в пословицах.
Считалки: «Червень, бервень» (на эрзянском языке), «Эни-бени» на эрзянском языке),
«Вай, варакине» (на эрзянском языке) («Ой, воронушка»).
Загадки как жанр фольклора, тематические группы загадок. Загадки о явлениях
природы, о предметах потребления.

Народные сказки: «Кода кискась ялга вешнесь» (на эрзянском языке) («Как собака
друга искала»), «Ривезесь ды овтось»
(на эрзянском языке) («Лиса и медведь»), ««Пси нурдот» (на эрзянском языке) («Горячие
сани»), «Ава ды овто» (на эрзянском языке) («Женщина и медведь»), «Кие чумось?» (на
эрзянском языке) («Кто виноват?»).
Произведения о детях и дружбе, родном крае, его природе
и истории, о национальных героях, о животных, семье и традициях и другие тематические
блоки.
Люблю родную природу. Осень.
Мордовские загадки об осени. Стихотворения: Е.И. Пятаев «Сѐксь» (на эрзянском
языке) («Осень»), И.А. Калинкин «Сѐксня, лопань прамо шкасто» (на эрзянском языке)
(«Осенью, во время листопада»).
Рассказ Я.М. Пинясова «Ялгат» (на эрзянском языке) («Друзья»).
Люблю родную природу. Зима.
Загадки на тему зимы.
Стихотворения:
И.Н. Прончатов «Теле» (на эрзянском языке) («Зима»), П.К. Любаев «Телень вирь» (на
эрзянском языке) («Зимний лес»).
Рассказы: Т.Д. Тимохина «Вовань инжезэ» (на эрзянском языке) («Вовин гость»).
И в шутку, и всерьѐз!
Весѐлые стихи для детей И.Е. Шумилкин «Петя капши школав» (на эрзянском языке)
(«Петя торопится в школу»), А.С. Щеглов «Пиципалакст» (на эрзянском языке) («Крапива»),
С.М. Люлякина «Нузякс Миша» (на эрзянском языке) – «Ленивый Миша».
Юмористические рассказы для детей: кс» («Из жизни Семѐна Нолина»),
Г.С. Гребенцов «Лездыцят» (на эрзянском языке) («Помощники»).
Люблю родную природу. Весна.
Загадки на тему весны.
Стихотворения: И.П. Кривошеев «Тундо» (на эрзянском языке) («Весна»), В.И.
«Тундонь само» (на эрзянском языке) («Приход весны»), А.У. Эскин «Тундо» (на эрзянском
языке) («Весна»).
Из мордовских детских журналов.
Детские журнал на мордовском языке: «Чилисема» (на эрзянском языке).
Г.И. Пинясов «Ояксчинь сюлмавомат» (на эрзянском языке) («Дружеские связи»).
Произведения молодых поэтов и писателей.
Люблю родную природу. Лето.
Стихотворения о лете: И.Е. Шумилкин «Сась кизэсь» (на эрзянском языке)
(«Наступило лето»), П.К. Любаев «Кизэ» (на эрзянском языке) («Лето»).

Сказки и рассказы о лете: Т.Д. Тимохина «Прянь шныця кирмалав»
(на эрзянском языке) («Хвастливый репей»).
Литературные произведения других народов России, русские произведения в
переводе на родной язык.
Пословицы и поговорки русского и других народов России
на темы: учение, знание, слово и дело, труд и мастерство.
В гостях у марийских поэтов. С.Г. Чавайн. Стихотворение «Вирня» (на мокшанском
языке, перевод С.В. Кинякина) («Лесочек»), В.М. Изилянова «Чаво таркань потмаксос…» (на
эрзянском языке, перевод Л.Ф. Дергачевой) («На дно пустого места»).
Творческая деятельность.
Составление устного сочинения (сказки). Сочинение загадок на тему природы. Чтение
сказок по ролям. Выполнение проектных работ: «Альбом «Забавный случай»», «Сочинение
сказки по пословице», «Весѐлая история из жизни класса», «Наш поэтический журнал».
Литературоведческая пропедевтика.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, автор, тема, главная мысль, литературный герой. Освоение основных
признаков загадки, пословицы и поговорки, сказки, рассказа, стихотворения. Владение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определение темы и главной
мысли, воспроизведение последовательности событий, изображѐнных в произведении.
Сравнение прозаической и стихотворной речи, выделение особенностей стихотворного
произведения.
Содержание обучения в 3 классе.
Речевая и читательская деятельность.
Совершенствование навыка чтения прозаического и поэтического текста
без предварительной подготовки, чтения после предварительной подготовки, развитие умения
краткого и выборочного пересказа. Деление на абзацы и составление плана произведения
(сказки, рассказа). Характеристика героев и сказочных персонажей с использованием их
портретов. Выражение собственного отношения к поступкам главного героя.
Круг детского чтения.
Снова в школу! Осознание значимости знаний в жизни человека. Стихотворения
А.К. Мартынов «Школав» (на эрзянском языке) («В школу»).
Устное народное творчество (малые фольклорные жанры, народные сказки).
Жанры мордовского фольклора. Загадки (загадки-вопросы, загадки-задачи, загадкиметафоры). Мордовские календарно-обрядовые произведения для детей: колядки.

Сказки о животных и бытовые: «Атякш ды киска» (на эрзянском языке) («Петух и
собака»), «Шеерня»
«Чеерне» (на эрзянском языке) («Мышка»), «Кафта мийнь-рамайнь цѐрат» ( «Кавто миицяньрамицянь цѐрат»
(на эрзянском языке) («Два купеческих сына»).
. Произведения о детях и дружбе, родном крае, его природе
и истории, о национальных героях, о животных, семье и традициях и другие тематические
блоки.
Моя малая Родина.
Любовь к большой и малой Родине, к отчему краю, родному языку – ведущая тема
мордовских поэтов и писателей.
Стихотворения: Р.К. Орлова «Мазыш Л.А. Рябова «Монь велесэ парсеень тикшетне»
(на эрзянском языке) («В моем селе шѐлковые травы»), Т.П. Мокшанова «Эрзянь эйкакш
корты тиринь кельсэ»
(на эрзянском языке) («Ребѐнок говорит по-эрзянски»), («Мамино словечко»), С.М. Люлякина
«Эрзянь кель»
(на эрзянском языке) («Эрзянский язык»).
Г.И. «Валскенть вайгелензэ» (на эрзянском языке) («Утренние голоса»).
Природа и мы.
Описание картин природы как способ показа красоты родной земли
и передачи чувств. Лирические стихотворения: П.А. Ключагин «Вишка лейне» (на эрзянском
языке) («Маленькая речка»), П.К. Любаев «Пиже теле» (на эрзянском языке) («Зелѐная
зима»), С.М. Люлякина «Адядо, ялгат, пангонь пурнамо»
(на эрзянском языке) («Пойдѐмте, друзья, грибы собирать»).
Прозаические произведения о природе: «Эрякшов тумо» (на эрзянском языке)
(«Старый дуб»), «Ожо пря гуй»
(на эрзянском языке) («Уж»).
Сказки и загадки мордовских писателей.
Сказки: М. Н. Бычков «Вирявань казне» (на эрзянском языке) («Подарок Вирявы»),
«Нучко» (на эрзянском языке) («Щука»), В.М. Коломасов «Кода офтсь пулонц юмафтозе» (на
мокшанском языке), «Кода овтось пулонзо ѐмавтызе» (на эрзянском языке) («Как медведь
хвост потерял»), Т.В. Разгуляева «Кодамо тундонть чинезе?» (на эрзянском языке) («Каков
запах весны?»), «Чаво пря»
(на эрзянском языке) («Пустоголовый»), Я.М. Пинясов «Келазсь и вирень тувось»
(на мокшанском языке) («Лиса и кабан»), Н.Я. Тремасов «Кода чееренть пряс сэря прась» (на
эрзянском языке) («Как мышке жѐлудь на голову упал»).

Загадки как средство развития умственных и творческих способностей, умения
соотносить свойства реальных предметов с их иносказательным описанием. Загадки в
стихотворной форме: В.И. Брындина «Стихса содамаѐфкст»
(на мокшанском языке), Н.И. Ишуткин «Стихсэ содамоѐвкст» (на эрзянском языке) («Загадки
в стихах»).
Никто не забыт, ничто не забыто!
Патриотизм народа, мужество и отвага воинов, идеи защиты Родины от врагов в
произведениях мордовских писателей о Великой Отечественной войне: А.В. Арапов «Иван»
(на эрзянском языке), П.К. Любаев «Меельце сѐрма» (на эрзянском языке) («Последнее
письмо»).
Страна детства.
Стихотворения: С.М. Люлякина «Репст» (на эрзянском языке) («Репа»).
Рассказы: А.С. Щеглов «Сынь теевсть оякс» (на эрзянском языке) («Они стали
друзьями»), Г.С. Гребенцов «Паро пиземе» (на эрзянском языке) («Хороший дождь»).
Литературные произведения других народов России, русские произведения в переводе
на родной язык.
В гостях у северных народов.
Саамская народная сказка «Хантыйская народная сказка «Виев нумоло» (на эрзянском
языке, перевод Т.В. Маторкиной) («Сильный заяц»).
Творческая деятельность.
Составление устного сочинения-рассуждения по предложенной теме. Выполнение
проектных работ: альбом «Моѐ лето!», «Я сказочник», «Братья наши меньшие», «Наша
интересная школьная жизнь». Компьютерная презентация самостоятельно прочитанной
книги.
Литературоведческая пропедевтика.
Освоение главных жанровых признаков загадки и еѐ разновидностей (загадки-вопросы,
загадки-задачи, загадки-метафоры), жанра колядки, народной и авторской сказки, сказки о
животных и бытовой. Определение темы и главной мысли произведения. Характеристика
персонажей и главных героев произведений с использованием портретных и речевых
характеристик. Понимание различий текста-описания и текста рассуждения. Нахождение в
художественном произведении средств выразительности: эпитетов, сравнений,
олицетворений.
Содержание обучения в 4 классе.
Речевая и читательская деятельность.
Чтение лирического стихотворения наизусть, передача его настроения, отражение
интонации с учѐтом содержания, ритма и знаков препинания. Пересказ прозаического текста:

краткий, выборочный, подробный, близкий к тексту, с изменением лица рассказчика.
Формулирование вопросов по тексту произведения, полных ответов на вопросы.
Круг детского чтения.
Научно-популярные тексты.
Значение научно-популярных текстов в пополнении знаний об окружающем мире и
истории страны, в освоении быта и культуры народов. Научно-популярные тексты,
посвящѐнные истории мордовского народа: В.А. Юрченков «Кезэрень мокшэрзятне» (на
эрзянском языке) («Древняя мордва»), «Мокшэрзятнеде васенце сѐрмадовкст» (на эрзянском
языке) («Первые записи о мордве»), «Раськень китне-янтнэ»
(на эрзянском языке) («Пути-дороги народа»).
Устное народное творчество (малые фольклорные жанры, народные сказки).
Мифы, легенды и предания. Мордовские мифы о сотворении мира
и взаимоотношениях божеств с людьми. Предания мордовского народа о мордовских
племенных вождях, о борьбе с внешними врагами. Главные герои преданий, их историческая
роль. Легенды мордовского и других народов, отражение в них исторических событий.
Произведения о детях и дружбе, родном крае, его природе
и истории, о национальных героях, о животных, семье и традициях и другие тематические
блоки.
Поэтическая тетрадь.
Лирические произведения как отражение красоты окружающего мира
и настроения людей.
Стихотворения: И.А. Калинкин «Каргот» (на эрзянском языке) («Журавли»),
М.И. Безбородов «Якшамо» (на эрзянском языке) («Стужа»), Ф.С. Атянин «Эй лангса» (на
мокшанском языке), «Эй лангсо» (на эрзянском языке) («На льду»), Н.Л. Эркай «Сура лей
лангсо» (на эрзянском языке) («На реке Суре»).
Юмористическая поэзия Н.И. Ишуткин «Тумо Петя» (на эрзянском языке) («Дубовый
Петя»).
Литературные сказки: С.М. Люлякина «Сеель
ды Ривезь» (на эрзянском языке) («Ёж и Лисица»).
Мордовские писатели – детям.
Тематика произведений о детях, их поведении, отношении к природе,
к животному миру, трудолюбии.
«Нузяксчись
- орма» (на эрзянском языке) («Лень – это болезнь»).
«Кода телесь Степкань лецизе» (на эрзянском языке) («Как зима Степку лечила»).
П.А. Ключагин «Яксярго» (на эрзянском языке) («Селезень»).
Ч.Г. Журавлев «Кизна» (на эрзянском языке) («Летом»).

В.И. Виард « «Кольняга» (на эрзянском языке) («Баловница»).
«Кудонь азор» (на эрзянском языке) («Хозяин дома»).
Родина.
Образ родной земли, отображение любви к Родине и тема Великой Отечественной
войны в произведениях мордовских писателей.
Стихотворения о Родине: И.Н. Прончатов «Эрзянь мастором, чачи-модам»
(на эрзянском языке) («Эрзянская сторона, родная земля»), «Россия, кельгома Россия»
(«Россия, любимая Россия»), П.К. Любаев «Вечкевикс вал»
(на эрзянском языке) («Любимое слово»).
Стихотворения о победе в Великой Отечественной войне: А.П. Тяпаев «Цѐранза
Россиять» (на мокшанском языке) («Сыновья России»), И.Н. Прончатов «Изнямонь чи» (на
эрзянском языке) («День Победы»).
Военная проза: («Подаренный горн»), М.В. Моторкин «Хэндэ хох» (на эрзянском
языке) («Руки вверх»).
Пьеса: Н.Б. Голенков «Афкуксонь солдатт» «Алкуксонь солдатт» (на эрзянском языке)
(«Настоящие солдаты»).
Литературные произведения других народов России, русские произведения в
переводе на родной язык.
Карельская народная сказка «Яжама кев» (на мокшанском языке, перевод
Н.Н. Польдяева), «Хийсинь кедькевезэ» (на эрзянском языке, перевод М.И. Брыжинского)
(«Жѐрнов»).
Удмуртская народная сказка «Прдаф парши» (на мокшанском языке, перевод
Н.Б. Голенкова) («Спрятанное добро»), «Кода вейке купецесь терявтнесь чинть лоткавтомо»
(на эрзянском языке, перевод Ф.И. Сетина) («Как купец пытался солнце остановить»).
Творческая деятельность.
Сопоставление средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения,
олицетворения) и в изобразительном искусстве (цвет, композиция). Выразительное чтение
стихотворений наизусть. Подготовка и разработка сценария поэтического вечера,
посвящѐнного Дню Победы. Участие в реализации проектов: «Календарь исторических
событий», «Я – сочинитель!», «Я пишу стихи»,
«Они защищали Родину».
Литературоведческая пропедевтика.
Понятие о научно-популярном и художественном тексте, их сравнение. Особенности
мордовских мифов и преданий. Обнаружение сходства и различий народных и авторских
сказок. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения. Автор и герой
произведения (его портрет, речь, поступки, мысли), отношение автора к герою. Нахождение в
тексте образных слов и выражений, сравнений, эпитетов, метафор и гипербол, передающих

внешний вид героя, его характер и поступки. Характеристика героя с использованием
литературоведческой терминологии и цитат из текста произведения.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном (эрзянском) языке на уровне начального общего образования.
В результате изучения литературного чтения на родном ( эрзянском) языке на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через
изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории и культуры
страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов
России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных
по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (эрзянском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета
и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений).
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
мордовской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы.
В результате изучения литературного чтения на родном (эрзянском) языке на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать
аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию,
отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные
(повествование) тексты;
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по еѐ
достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению на родном
эрзянском) языке с использованием предложенного образца.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (эрзянском) языке.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами,
читать осознанно вслух доступные для восприятия и небольшие по объѐму произведения в
темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);

различать отдельные жанры фольклора и художественной литературы;
различать прозаическую и стихотворную речь;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного (прочитанного)
произведения – определять тему (о чем говорится);
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности
событий, с использованием предложенных ключевых слов, вопросов или плана;
ориентироваться в книге (учебнике) по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
использовать словарь учебника для получения дополнительной информации
о значении слова.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (эрзянском)
языке. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами
с учѐтом индивидуальных возможностей, в темпе не менее 40 слов
в минуту, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению
про себя (без отметочного оценивания);
осознавать важность чтения для решения учебных задач и применения
в различных жизненных ситуациях;
различать произведения фольклора и письменной литературы;
различать прозаическую и стихотворную речь, называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста, самостоятельно
определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или
прослушанного произведения;
участвовать в беседе по прочитанному, отвечать на вопросы в устной форме; задавать
вопросы, характеризовать героев произведения, давая оценку
их поступкам, сравнивать героев одного произведения по заданным критериям;
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм
не менее 3 стихотворений в соответствии с изученной тематикой;
составлять высказывание на заданную тему по содержанию произведения
(не менее 5 предложений);
объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста, словаря;
ориентироваться в книге или учебнике, опираясь на обложку, оглавление, аннотацию,
предисловие, иллюстрации;
выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого
или рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.

Предметные результаты изучения литературного чтения на родном ( эрзянском)
языке. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные
по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения со
скоростью не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения; пересказывать текст (подробно,
выборочно, с изменением лица);
различать прозаическую и стихотворную речь, называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, стихотворная строка); определять жанровую принадлежность
произведений по основным признакам; различать сказочные и реалистические, лирические и
эпические, народные и авторские произведения;
отвечать на вопросы по содержанию изучаемого материала, связно формулировать
мысли, составлять устные высказывания на основе прочитанного или прослушанного текста
на заданную тему по содержанию произведения; сочинять мини-тексты по образцу, в том
числе в письменной форме;
владеть элементарными приѐмами анализа и интерпретации текста: формулировать
тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения,
выявлять связь событий, эпизодов текста; давать краткую характеристику героям, находить в
тексте средства их изображения;
осознанно применять изученные понятия (автор, авторская сказка, виды сказок, пьеса,
литературный герой, тема, идея, содержание произведения, смысловые части, сравнение,
эпитет, олицетворение);
составлять простой план текста, устную и письменную характеристику героев;
сравнивать произведения на уровне темы, жанра;
использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные
ресурсы, включѐнные в федеральный перечень.
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (эрзянском)
языке. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
совершенствовать чтение вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения; читать по ролям с соблюдением норм произношения,
расстановки ударений, передавая настроение героя; читать наизусть стихотворения разных
авторов;
пересказывать произведение подробно и выборочно, сжато (кратко),
с изменением лица рассказчика; соотносить читаемый текст с жанром фольклора
и художественной литературы;

находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных
ценностей, традиций, быта, культуры мордовского и других народов, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
владеть элементарными приѐмами интерпретации, анализа художественных, научнопопулярных и учебных текстов: формулировать тему и главную мысль, определять
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов
текста; составлять план текста (простой и сложный);
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, сравнивать героев одного или нескольких произведений,
характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства
изображения героев (портрет) и выражения их чувств, устанавливать причинно-следственные
связи событий, явлений, поступков героев;
сравнивать произведения мордовских писателей и писателей других народов России на
уровне тематики и характеров персонажей;
осознанно применять изученные понятия (автор, литературный герой, персонаж, тема,
идея, содержание произведения, эпизод, смысловые части, сравнение, эпитет, олицетворение,
метафора, гипербола, образ);
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему
по содержанию произведения, писать сочинения по прочитанному произведению;
использовать справочную литературу, включая ресурсы Интернета
(в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации
в соответствии с учебной задачей.

Тематическое планирование 1 класс
№
п/п

Тема

Колво
часов

1

Жили-были буквы

3

2

Устное народное творчество
(малые
фольклорные
жанры,
народные сказки).

9

3

Произведения о родной природе.

5

4

О братьях наших меньших

7

5

Произведения о детях.

9

Итого

33

Возможность использования
Э(Ц)ОР

Родная (мордовская) литература –
Электронная школа. – URL:
http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Родная (мордовская) литература –
Электронная школа. – URL:
http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.

Тематическое планирование 2 класс
№
п/п

Тема

Колво
часов

1

3

2

Снова в школу!
Проект забавный случай
Устное народное творчество
(малые
фольклорные
жанры,
народные сказки).
Сочинение сказки по пословице

3

Люблю родную природу.

6

8

Проект "Времена года"
4

И в шутку, и всерьѐз!
Сочинение веселая история
жизни класса

8
из

5

Из мордовских детских журналов.
Проект
"Наш
поэтический
журнал"

3

6

Литературные произведения других
народов
России,
русские
произведения в переводе на родной
язык.

6

Итого

34

Возможность использования
Э(Ц)ОР

Родная (мордовская) литература –
Электронная школа. – URL:
http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Родная (мордовская) литература –
Электронная школа. – URL:
http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.

Тематическое планирование 3 класс
№
п/п

Тема

Колво
часов

1

3

2

Снова в школу!
Проект «Моѐ лето»
Устное народное творчество
(малые
фольклорные
жанры,
народные сказки).
Попробуй, сказку сочини!

3

Моя малая Родина.

5

4

Природа и мы.
Проект Братья наши меньшие

6

5

Сказки и загадки мордовских
писателей.
Проект "Я сказочник"

6

6

Никто не забыт, ничто не забыто!

2

7

Страна детства.
Проект
"Наша
школьная жизнь"

4

8

интересная

Литературные произведения других
народов
России,
русские
произведения в переводе на родной
язык.
Итого

5

3

34

Возможность использования
Э(Ц)ОР

Родная (мордовская) литература –
Электронная школа. – URL:
http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Родная (мордовская) литература –
Электронная школа. – URL:
http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.

Тематическое планирование 4 класс
№
п/п

Тема

Колво
часов

Возможность использования
Э(Ц)ОР
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Родная (мордовская) литература –
Электронная школа. – URL:
http://elshkola.edurm.ru/category/основноесреднее-общее- образование/учителюосо/филология/rodnaya-mordovskayaliteratura/

1

Научно-популярные тексты.

2

2

Мифы, легенды и предания.

2

Проект "Календарь
исторических событий"
3

Поэтическая тетрадь

2

4

Юмористическая поэзия.

2

5

Литературные сказки

2

6

Мордовские писатели – детям.

2

7

Родина.
Проект "Они защищали Родину"

2

8

Литературные произведения других
народов
России,
русские
произведения в переводе на родной
язык.
Итого

3

17

Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.
Электронная коллекция произведений
мордовских писателей. – URL:
https://natlibraryrm.ru/электроннаяколлекция-произведений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».