Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам НОО, ООО и СОО

Принято
педагогическим
советом школы
Протокол № 4
от 27.12.2023 г.

Согласовано
с родительским
комитетом
Протокол № 4 от
27.12.2023 г.

Согласовано
с Советом школы
Протокол № 4
от 27.12.2023г

Глухова Т.А

Утверждаю
Директор школы

_________ Кротова Л.К.
Приказ № 262
Буданова Т.С. от 27.12.2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ СОШ ИМ.В.Я. ПРОШКИНА С.ШУГУРОВО
I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке организации и осуществления
образовательной деятельности по основным образовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово (далее Положение) разработано в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации.
2) Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Закон № 273 «Об образовании в Российской
Федерации») (с последующими изменениями).
3) Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4) Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
5) Законом Пензенской области от 04.07.2013 №2413-ЗПО «Об образовании
в Пензенской области».
6) Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования";
7)
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
02.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
8). Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15
ноября 2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной
форме»;
9) Приказом отдела образования Сосновоборского района Пензенской
области от 19.12.2023 № 260 «Об утверждении Положения об организации
предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
по
основным
общеобразовательным
программам
в
муниципальных
бюджетных
общеобразовательных учреждениях Сосновоборского района»

1.2. Настоящее Положение регламентирует организацию предоставления
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего
общего образования по основным общеобразовательным программам в МБОУ
СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово (далее – Организация), в том числе для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. Деятельность Организации
по организации
предоставления
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего
общего образования по основным общеобразовательным программам направлена
на реализацию конституционного права каждого человека на образование
соответствующего уровня путем создания соответствующих социальноэкономических условий.
1.4. Непосредственную деятельность по предоставлению общедоступного и
бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования
по основным общеобразовательным программам Организация осуществляет в
соответствии с действующим законодательством в сфере образования.
II.Организация и осуществление образовательной деятельности
2.1.
Формы получения образования и формы обучения по
общеобразовательным
программам
определяются
соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не
установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.
2.2. Общее образование может быть получено в Организации, а также вне
организации – в форме семейного образования. Среднее общее образование может
быть получено в форме самообразования.
2.3. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной
общеобразовательной программе определяются родителями
(законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы
получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
При выборе родителями (законными представителями) детей формы
получения общего образования в форме семейного образования родители
(законные представители) информируют об этом выборе отдел образования
Сосновоборского района, в течение 15 календарных дней с момента утверждения
приказа об отчислении обучающегося из общеобразовательной организации в
связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных
дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное
образование.
Обучающийся, получающий образование в форме семейного образования в
семейной форме, по решению родителей (законных представителей) с учетом его
мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в любой иной
форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации в сфере
образования, либо вправе сочетать формы получения образования и обучения.
2.4. Обучающиеся, получившие основное общее образование или достигшие
восемнадцати лет, имеют право на выбор Организации, формы получения
образования и формы обучения.
2.5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение,
в
пределах
осваиваемых
общеобразовательных
программ
осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами
Организации.

Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований
федерального государственного образовательного стандарта общего образования
соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов,
обязательных для изучения.
2.6. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего
общего образования устанавливаются федеральными государственными
образовательными стандартами общего образования.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным
планом срок освоения общеобразовательной программы может быть изменен
Организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
2.7. Содержание начального общего, основного общего и среднего общего
образования определяется образовательными программами начального общего,
основного общего и среднего общего образования.
2.8. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам
освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами с учетом
требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2.9 Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и
утверждаются Организацией.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию общеобразовательным программам, разрабатывает
образовательные программы в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными
общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты
разработанных образовательными организациями образовательных программ
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
федеральных основных общеобразовательных программ.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам основного общего,
среднего
общего
образования,
при
разработке
соответствующей
общеобразовательной программы вправе предусмотреть перераспределение
предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных
предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в
пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию
углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
Указанное перераспределение времени на изучение учебных предметов
осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов к предметным результатам по всем учебным
предметам.
При разработке образовательных программ Организация, осуществляющая
образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию
общеобразовательным
программам,
применяет
федеральные
основные
общеобразовательные программы, утвержденные до начала нового учебного года.
Федеральные основные общеобразовательные программы, утвержденные позднее
указанного срока, применяются при разработке и утверждении образовательных
программ года, следующего за годом утверждения соответствующих федеральных
основных общеобразовательных программ.
Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу,
выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные
учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия,

осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные
педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение
обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках
образовательной программы для выполнения во внеучебное время (далее домашнее задание), осуществляются обучающимися в домашних и иных условиях,
в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривают выполнение
обучающимися письменных и устных, практических, творческих, проектных,
исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического
применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений,
универсальных учебных действий и их использования для решения учебных,
учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с
планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета.
Определение объема домашних заданий осуществляется в соответствии с
Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими
нормативами с учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей
и интересов обучающихся.
2.10. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, рабочую программу
воспитания и календарный план воспитательной работы.
При разработке основной общеобразовательной программы Организация,
осуществляющая образовательную деятельность по имеющей государственную
аккредитацию
общеобразовательным
программам,
предусматривает
непосредственное
применение
при
реализации
обязательной
части
образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих
программ по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и
"Окружающий мир", а при реализации обязательной части образовательных
программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих
программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История",
"Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности".
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию общеобразовательным программам, вправе
предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального
календарного учебного графика, и (или) не указанных в настоящем пункте
федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не
разрабатывается.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию общеобразовательным программам, вправе наряду
с мероприятиями, включенными в федеральный календарный план воспитательной
работы, проводить иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе
воспитания.
2.11. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным
программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих
углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей
соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных программ
или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме
практической подготовки.
С целью удовлетворения образовательных потребностей и интересов

обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком, Организация
вправе включить в учебный план общеобразовательной программы курсы,
дисциплины
(модули),
а
также
реализовывать
дополнительные
общеобразовательные программы по изучению русского языка в объеме,
необходимом для освоения основных общеобразовательных программ.
Для определения потребности в организации курсов, дисциплин (модулей), а
также в реализации дополнительных общеобразовательных программ по изучению
русского языка проводится диагностика обучающихся на уровень владения
русским языком в порядке, установленном локальным нормативным актом
общеобразовательной организации.
2.12. При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения должны
соблюдаться Санитарно-эпидемиологические требования и правила и
Гигиенические требования.
2.13. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных
чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее
части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне
зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных
образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных
программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения
невозможны.
2.14. Общеобразовательные программы могут реализоваться в Организации
как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Организация
может
использовать
сетевую
форму
реализации
общеобразовательных
программ
и
(или)
отдельных
компонентов,
предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида,
уровня и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения
образовательных программ обучающимися с использованием ресурсов нескольких
организаций,
осуществляющих образовательную
деятельность,
включая
иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных
организаций. Использование сетевой формы реализации общеобразовательных
программ осуществляется на основании договора между указанными
организациями.
2.15. При реализации общеобразовательных программ Организация может
применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на
модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы
и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологий.
2.16. В Организации образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации.
При приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам начального общего и основного
общего образования выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа
языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного
языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется
по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.

2.17. Организация создает условия для реализации общеобразовательных
программ, учитывающие Санитарно-эпидемиологические требования и правила и
Гигиенические требования.
В Организации могут быть созданы условия для осуществления присмотра и
ухода за детьми в группах продленного дня.
2.18. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в
том числе адаптированным общеобразовательным программам, организуется в
соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется
Организацией.
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной
динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности
учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется
равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой
нагрузки в течение дня должен соответствовать Санитарно-эпидемиологическим
требованиями правилам и Гигиеническим нормативам.
2.19. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых,
материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы
при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей).
При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа
языков народов Российской Федерации допускается деление класса на две и более
группы.
При проведении учебных занятий в Организации допускается объединение в
группы обучающихся по образовательным программам начального общего
образования из нескольких классов.
2.20. Учебный год в общеобразовательной организации начинается 1
сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей
общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься
Организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной
форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более
чем на три месяца.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Сроки
начала
и
окончания
каникул
определяются
Организацией самостоятельно.
2.21. Количество обучающихся в классе (группе) определяется, исходя из
расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении
требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.
2.22. При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних
заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени
на его выполнение не превышали времени, установленного Гигиеническими
нормативами.
В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся и домашних заданий.
2.23. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
общеобразовательной
программы,
сопровождается
текущим
контролем
успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и
порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся определяются Организацией самостоятельно.
2.24. Освоение обучающимися образовательных программ основного общего

и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая
является обязательной.
Обучающиеся,
освоившие
в
полном
объеме
соответствующую
образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий
класс условно.
Обучающиеся в Организации по общеобразовательным программам, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента
ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей),
оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным
общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному
плану.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по
образовательным программам основного общего и среднего общего образования,
выдается в установленном законодательством об образовании порядке аттестат об
основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение
общего образования соответствующего уровня.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании, образцы которых самостоятельно устанавливаются Организацией.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть
образовательной программы основного общего и среднего общего образования и
(или) отчисленным из Организации, выдается справка об обучении или о периоде
обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому Организацией (далее справка).
Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или
получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные
результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки,
определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по
соответствующим образовательным программам.
Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего
образования и получившие на государственной итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных
представителей), с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть
оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в
форме семейного образования с последующим прохождением государственной
итоговой аттестации в порядке и сроки, установленные законодательством
Российской Федерации.
2.25. Лица, осваивающие общеобразовательную программу в форме
самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей
государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти
экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию (далее аттестация) в образовательной организации по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам соответствующего уровня. Указанные
лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе
пройти аттестацию экстерном в Организации бесплатно.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося
осуществляют выбор Организации для прохождения промежуточной и (или)
государственной итоговой аттестации, в том числе на основе рекомендаций отдела

образования Сосновоборского района Пензенской области.
По желанию родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся Организация для прохождения аттестации может быть определена на
один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период
прохождения конкретной аттестации.
При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами
обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Срок подачи заявления на зачисление для прохождения государственной
итоговой аттестации в образовательную организацию составляет:
по образовательным программам основного общего образования - не менее
чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку,
но не позднее 1 марта;
по образовательным программам среднего общего образования - не менее чем
за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1
февраля.
Для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график
прохождения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестации экстернов
проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день.
Обучающиеся, не освоившие образовательной программы начального общего
и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих
уровнях общего образования.
Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного
образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности, продолжают получать образование в Организации.
Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного
образования имеют право на зачет Организацией результатов промежуточной
аттестации, пройденной в других образовательных организациях, в установленном
порядке.
Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и отчисленным из
Организации, выдается справка.
II.

Особенности организации образовательной деятельности
для лиц с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся
с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3.2. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья принимается в
Организацию по адаптированной программе только с согласия родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций психолого медикопедагогической комиссии.
3.3. В Организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для
получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
3.4. Для получения качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья создаются
специальные условия для получения

образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Организации, а также иные
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ. Правила доступности Организации определяются в Паспорте
доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере
образования.
-необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и
способов общения;
-условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. При организации образовательной деятельности по адаптированной
общеобразовательной
программе
создаются
условия
для
лечебновосстановительной работы, организации образовательной деятельности и
коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной
штатной единице:
-учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
-педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
-тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
3.6. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную
организацию, на основании заключения медицинской организации и письменного
обращения
родителей
(законных
представителей)
обучение
по
общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских
организациях.
Порядок регламентации и оформления отношений Организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным
программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным
правовым актом Министерства образования Пензенской области.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».