Принят на педагогическом совете протокол № 1 от 30.08.2024 г Утверждаю Директор школы: ____________ Л.К. Кротова приказ № 133 от 30.08.2024г Учебный план МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово на 2024 – 2025 учебный год. с.Шугурово 2024 год Пояснительная записка к учебному плану МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово для 1 - 4 классов, реализующего основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО на 2024-2025 учебный год Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объѐм нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программы начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. В качестве учебного плана НОО МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово выбран Федеральный учебный план Вариант 3 (Федеральный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя с изучением родного языка или обучением на родном языке) Учебный год в МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 1 класса – 33 учебные недели, в 3, 4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет: в 1 классе – 21 час, в 3, 4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1 класса используется «ступенчатый режим обучения»: - в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый. - в ноябре, декабре по 4 урока в день по 35 минут каждый - с января по май- 4 урока по 40 минут каждый. - для обучающихся 3, 4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут. Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах -2 ч. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. В МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово языком обучения является русский язык. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного (мордовского) языка и родной (мордовской) литературы из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родители выбрали модуль "Основы православной культуры". При реализации 3 варианта федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализуется образовательной организацией за счѐт посещения обучающимися школьного спортивного клуба «Факел» и участия в спортивных мероприятиях класса, школы и района . Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. График утверждается приказом директора школы Формы проведения промежуточной аттестации: Форма проведения Учебные предметы русский язык литературное чтение 1 класс Освоение программного материала по предмету 3 класс Диктант 4 класс Диктант Тест Тест Тест Тест Тест Тест окружающий мир Контрольная работа Контрольная работа Тест Контрольная работа Контрольная работа Тест музыка Тест Тест изобразительное искусство Творческая работа Творческая работа труд (технология) Групповой проект Сдача норм ГТО Групповой проект Сдача норм ГТО родной язык литературное чтение на родном языке иностранный язык математика физическая культура Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. Учебный план МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово для начального общего образования, реализующий ФГОС НОО на 2024 – 2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Количество часов Всего в неделю I III IV Русский язык и 5 5 литературное 3 3 чтение Родной язык и Родной язык 1 1 литературное Литературное чтение на 1 1 чтение на родном родном языке языке Иностранный Иностранный язык 2 язык Математика и Математика 4 4 информатика Обществознани Окружающий мир 2 2 е и естествознание (окружающий мир) Основы Основы религиозных -1 религиозных культур и светской культур и этики светской этики Искусство Изобразительное 1 1 искусство Музыка 1 1 Технология Технология 1 1 Физическая Физическая культура 2 2 культура Итого: 21 23 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели 33 34 Всего часов 693 782 782 Рекомендуемая недельная нагрузка при 5 – 21 23 дневной учебной неделе Максимально допустимая недельная нагрузка, 21 23 предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами 5 3 15 9 0,5 2,5 0,5 2,5 2 4 4 12 2 6 1 1 3 1 1 2 3 3 6 23 67 34 101 2344 23 67 23 67 Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово для 1-4-х классов реализующих образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО на 2024 – 2025 учебный год План внеурочной деятельности определяет формы организации и объѐм внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учѐтом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учѐтом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет 20 минут. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды. Внеурочная деятельность ориентирована на обеспечение сохранения и укрепления физического, психологического здоровья обучающихся, на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся, на развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Занятия во внеурочной деятельности способствуют: - решению образовательных, воспитательных и развивающих задач: расширению и углублению умений и навыков, предусмотренных учебными программами; − ознакомлению обучающихся с достижениями отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, спорта; − формированию и развитию умений применять знания на практике; − воспитанию потребности в самовоспитании и самообразовании; − сохранению и укреплению нравственного и физического здоровья. Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая предоставляет обучающимся возможность выбора спектра занятий, направленных на развитие школьников. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, соревнований, конкурсов, викторин, поисковых исследований и т.д. Недельная нагрузка на каждого обучающегося не превышает предельно допустимой (не более 10 часов в неделю). Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном» (понедельник первый урок). Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. В соответствии с поручением Губернатора Пензенской области с 1 сентября 2023 г. во всех общеобразовательных организациях Пензенской области вводится курс внеурочной деятельности «Краеведение» с 1 по 11 классы (далее - КВД «Краеведение»). В 1-4 классах один час в неделю отводится на «Интегрированный курс «Краеведение». Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках внеурочной деятельности являются: - учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса внеурочной деятельности; - формирование портфолио; - выполнение письменной работы, проекта или творческой работы. Продолжительность занятий внеурочной деятельности для 1-4 классов 40 минут. План внеурочной деятельности МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово для 1-4 классов, реализующего образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО на 2024 – 2025 учебный год Направление внеурочной деятельности Кол-во часов в неделю Название и основное содержание внеурочной деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" 1 Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 1 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся 1 Занятия, Разговоры о важном Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника. Основные темы занятий связаны со знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и культуры, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Основы функциональной грамотности Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. На пути к будущему Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии. Организационные формы: профориентационные беседы, квесты, решение кейсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии. Основное содержание: знакомство с миром профессий; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе 1 Краеведение направленные на гражданскопатриотическое воспитание обучающихся помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Основная цель: формирование у обучающихся гражданскопатриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины, формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе. Основные задачи: формирование представлений о родном крае, приобщение к краеведческой исследовательской деятельности привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Вариативная часть Реализация особых интеллектуаль ных и социокультурных потребностей обучающихся Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений Удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 1 Удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных детских общественных объединений, организация совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Основная цель: развитие важных для жизни социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; Расти здоровым Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Пояснительная записка к учебному плану МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово основного общего образования, реализующего ФГОС ООО на 2024-2025 учебный год. Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово (далее - учебный план) для 6 - 9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объѐм нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. В качестве Учебного плана МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово взят Федеральный учебный план основного общего образования (5-дневная учебная неделя) вариант № 4. Учебный год в МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово начинается 02.09.2024 г. и заканчивается 26.05.2025 г. Продолжительность учебного года в 6- 9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 6-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. В МБОУ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово языком обучения является русский язык. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного (мордовского) языка и родной (мордовской) литературы из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ. При реализации варианта № 4 федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализуется образовательной организацией за счѐт посещения обучающимися школьного спортивного клуба «Факел». При реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История России» и в соответствии с п. 167.13 Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе увеличено на 17 учебных часов за счѐт сокращения учебных часов учебных предметов "Родной язык" (0,25 часов в неделю в первом полугодии) и "Родная литература" (0,25 часов в неделю в первом полугодии). Промежуточная аттестация – это подтверждение освоения отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. Промежуточная годовая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Формы проведения промежуточной аттестации: Учебные Форма проведения предметы 6 7 Русский язык Контрольн Контроль ая работа ная работа Литература Тест Тест 8 Изложени е Тест 9 Тест Тест Родной язык Тест Тест Тест Тест Родная литература Иностранный язык Математика Тест Тест Тест Тест Алгебра Контрольн ая работа Контрольн ая работа - Геометрия - Вероятность и статистика Информатика - Контроль ная работа Контроль ная работа Контроль ная работа Контроль ная работа Тест Контроль ная работа Контроль ная работа Тест Тест - Контроль ная работа Тест Тест Тест Тест Тест История Тест Тест Тест Тест Обществозна Тест Тест Тест Тест География Тест Тест Тест Тест Физика - Тест Тест Тест Химия - - Тест Тест ОДНКНР Проект - - - - - Тест - ние Изобразитель Творческа Творческа ное искусство я работа я работа Музыка Тест Тест Труд Групповой Группово Группово Группово (технология) й проект проект й проект й проект Основы Тест Тест защиты и Физическая Сдача Сдача Сдача Сдача безопасности культура норм ГТО норм ГТО норм ГТО норм ГТО Родины Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Учебный план МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово для основного общего образования, реализующий ФГОС на 2024 – 2025 учебный год Предметные области Обязательная часть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Учебные предметы классы Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации 5 3 1 4 2 1 3 2 1 3 3 0,25 15 10 3,25 Родная литература 1 1 1 0,25 3,25 Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология 3 5 3 3 3 3 2 1 1 2 1 2 2 3 2 1 1 2 1 2 2 2 2 3 2 1 1 2,5 1 2 3 2 2 12 5 9 6 3 3 8,5 4 7 7 4 6 Основы духовноОсновы духовнонравственной культуры нравственной культуры народов народов России России Искусство Количество часов в неделю VI VII VIII IX Всего Изобразительное искусство Музыка Технология Труд (технология) Основы Основы безопасности и безопасности и защиты защиты Родины Родины Физическая Физическая культура культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 30 0 2 32 0 1 1 1 1 1 2 3 6 2 2 33 0 2 33 0 8 128 0 34 34 34 34 34 1020 1088 1122 1122 4352 30 32 33 33 128 Пояснительная записка к плану по внеурочной деятельности МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово для 6 – 9 классов, реализующих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО на 2024 – 2025 учебный год План внеурочной деятельности определяет формы организации и объѐм внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования с учѐтом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет 20 минут. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном» (понедельник первый урок). Реализация внеурочной деятельности В целях реализации плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово может предусматриваться использование электронных образовательных ресурсов. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Содержательное наполнение внеурочной деятельности Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность. Планирование внеурочной деятельности При формировании плана внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово предусмотрено: 1 час в неделю в 6 – 9 классах направлен на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю в 6 – 9 классах направлен на профориентационные интересы и потребности обучающихся удовлетворяются на занятии «Россия – мои горизонты», а также при реализации плана профориентационной работы МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово. 1 час в неделю – направлен на занятия по «Краеведению» гражданско-патриотического воспитания обучающихся, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. В 6-7 классах - 2 модуля: «Литературное краеведение» - общее количество часов - 34 (0,5 час. в неделю) и «История Пензенского края» - общее количество часов - 34 (0,5 час. в неделю). В 8-9 классах - 2 модуля: «География Пензенской области» - общее количество часов - 34 (0,5 час. в неделю) и «История Пензенского края» — общее количество часов - 34 (0,5 час. в неделю). Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» реализуется в рамках рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», в рамках плана воспитательной работы классных руководителей. Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках внеурочной деятельности являются: - учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса внеурочной деятельности; - формирование портфолио; - выполнение письменной работы, проекта или творческой работы. Реализация интеллектуальных, социокультурных и социальных потребностей обучающихся (в том числе проектно-исследовательская деятельность, историческое просвещение) осуществляется в рамках учебных предметов; Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом развитии в рамках учебных предметов, классных часов и внеклассных мероприятий; План внеурочной деятельности МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово для 6-9 классов, реализующего образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО на 2024 – 2025 учебный год Направление внеурочной деятельности Название и основное содержание внеурочной деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Классы 6 7 8 9 ИнформационноРазговоры о важном просветительские занятия 1 1 1 1 патриотической, нравственной и Основная цель: развитие ценностного отношения экологической обучающихся к своей Родине - России. направленности "Разговоры Основная задача: формирование соответствующей о важном" внутренней позиции личности школьника. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны со знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и культуры, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Занятия по Основная цель: развитие способности обучающихся формированию применять приобретенные знания, умения и навыки для решения функциональной задач в различных сферах жизнедеятельности, грамотности обучающихся Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: реализуется в рамках рабочих программ по предметам Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Россия – мои горизонты 1 1 1 1 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии. Основное содержание: знакомство с миром профессий; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе. Занятия направленные Краеведение на 1 1 1 1 гражданскопатриотическое Основная цель: формирование у обучающихся граждансковоспитание обучающихся ценностей, бережного отношения к помощь в самореализации, патриотических историческому и культурному наследию своей малой Родины, раскрытии и развитии способностей и талантов формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе. Основные задачи: формирование представлений о родном крае, приобщение к краеведеской исследователькой деятельности привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Занятия Семьеведение направленные на обучение Основная цель: введение обучающихся в традиционную для детей и подростков нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование различным аспектам просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, семейной жизни и взаимоотношений. Такие многодетности, целомудрия. Основные задачи: курсы существуют не только ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, в российских школах. раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов; – формирование обучающихся основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; – осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем. Вариативная часть Реализация особых интеллектуаль ных и социокультурных потребностей обучающихся Удовлетворение Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений Основные организационные формы: организация интеллектуальных турниров и мероприятий социальной направленности; может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме). Основная цель: развитие важных для жизни социальных социальных интересов и потребностей обучающихся, педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных детских общественных объединений, организация совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций Пояснительная записка к учебному плану МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово среднего общего образования, реализующего ФГОС ООО на 2024-2025 учебный год. Учебный план среднего общего образования МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово (далее - учебный план) (универсальный профиль) для 11 класса, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, соответствующую ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово, разработанной в соответствии с ФГОС среднего общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой среднего общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 11 классе составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 11 класса проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет 34 часа. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово языком обучения является русский язык. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. На углубленном уровне изучаются предметы математика (8 часов в неделю) и биология (3 часа в неделю) Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по полугодиям. Промежуточная аттестация проходит с 01.04.25 по 23.05.25. Порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово. Предмет Формы промежуточной аттестации Класс Форма контроля Русский язык Литература ностранный язык 11 11 11 Контрольный диктант Сочинение Контрольное тестирование 11 11 11 11 Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование 11 11 Контрольное тестирование Контрольное тестирование в форме ЕГЭ Вероятность и статистика 11 Контрольное тестирование Информатика Физика Химия Биология 11 11 11 11 11 Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование Контрольное тестирование Сдача нормативов 11 11 Контрольное тестирование Защита проекта История География Обществознание Алгебра и начала математического анализа Геометрия Алгебра и начала математического анализа. Физическая культура ОБЗР Индивидуальный проект Освоение основной образовательной программы среднего общего образования завершается итоговойаттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образованиясоставляет 2 года. Учебный план МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово среднего общего образования (универсальный профиль) на 2024 – 2025 учебный год Предметная область Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Естественно-научные предметы Предмет Обязательная часть Русский язык 2 Литература 3 Иностранный язык 3 Алгебра (углубленный уровень) Геометрия (углубленный уровень) Вероятность и статистика (углубленный уровень) Информатика Основы безопасности и защиты Родины Итого: 4 3 1 1 Физика 2 Химия 1 Биология (углубленный уровень) Общественно-научные История предметы Обществознание Физическая культура Количество часов в неделю 11 класс 3 2 2 География 1 Физическая культура 3 1 Основы безопасности и защиты Родины 32 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Итого Количество учебных недель Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе Всего часов в год 32 34 34 1122 Пояснительная записка к плану по внеурочной деятельности МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово для 11 класса, реализующего образовательную программу среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО на 2024 – 2025 учебный год План внеурочной деятельности определяет формы организации и объѐм внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы среднего общего образования с учѐтом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет 20 минут. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном» (понедельник первый урок). Реализация внеурочной деятельности В целях реализации плана внеурочной деятельности МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово может предусматриваться использование электронных образовательных ресурсов. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Содержательное наполнение внеурочной деятельности Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность. Планирование внеурочной деятельности При формировании плана внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово предусмотрено: 1 час в неделю направлен на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю направлен на профориентационные интересы и потребности обучающихся удовлетворяются на занятии «Россия – мои горизонты», а также при реализации плана профориентационной работы МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с.Шугурово. 1 час в неделю – направлен на занятия по «Краеведению» гражданско-патриотического воспитания обучающихся, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. В 11 классе - 2 модуля: «Экология» - общее количество часов - 17 (0,5 час. в неделю) и «История Пензенского края» - общее количество часов - 17 (0,5 час. в неделю). Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» реализуется в рамках рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», в рамках плана воспитательной работы классного руководителя. Основными формами промежуточной аттестации обучающихся в рамках внеурочной деятельности являются: - учет накопленных результатов (оценок) обучающегося по итогам освоения курса внеурочной деятельности; - формирование портфолио; - выполнение письменной работы, проекта или творческой работы. Реализация интеллектуальных, социокультурных и социальных потребностей обучающихся (в том числе проектно-исследовательская деятельность, историческое просвещение) осуществляется в рамках учебных предметов; Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом развитии в рамках учебных предметов, классных часов и внеклассных мероприятий; План внеурочной деятельности МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово для 11 класса, реализующего образовательную программу среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО на 2024 – 2025 учебный год Направление Кол-во внеурочной часов в деятельности неделю Название и основное содержание внеурочной деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационн о-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном" 1 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационн ых интересов и потребностей обучающихся 1 Занятия, направленные на гражданскопатриотическое воспитание обучающихся помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 1 Разговоры о важном Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника. Основные темы занятий связаны со знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и культуры, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Россия – мои горизонты Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии. Основное содержание: знакомство с миром профессий; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе. Краеведение Основная цель: формирование у обучающихся гражданскопатриотеческих ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины, формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе. Основные задачи: формирование представлений о родном крае, приобщение к краеведеской исследователькой деятельности привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Занятия направленные на обучение детей и подростков различным аспектам семейной жизни и взаимоотношений. Такие курсы существуют не только в российских школах. Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: реализуется в рамках рабочих программ по предметам Семьеведение Основная цель: введение обучающихся в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия. Основные задачи: ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов; – формирование обучающихся основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; – осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем. Вариативная часть Реализация особых интеллектуаль ных и социокультурных потребностей обучающихся Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений Удовлетворени е социальных интересов и потребностей обучающихся, Основная цель: развитие важных для жизни социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных детских общественных объединений, организация совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций Пояснительная записка к плану дополнительного образования МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово на 2024-2025 учебный год. Реализация программы обеспечивается нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). 2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015. Министерство образования и науки РФ 3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основномобщем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” 5. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» 6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа занятий по биологии «Практическая биология» предназначена для организации дополнительного образования обучающихся 6 - 11 классов МБОУ СОШ им. В. Я. Прошкина с. Шугурово. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 6-11 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении. На занятиях в 6-11 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить обучающиеся в 6-11 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектноисследовательской деятельности, знакомства со структурой работы. На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования. Научно- исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научноисследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности школьников на второй ступени обучения. Приобщение обучающихся к научным исследованиям становится особенно актуальным на среднем этапе школьного образования, когда у школьников начинает формироваться творческое мышление. Учебный план составлен с учётом психофизических и возрастных особенностейучащихся. Форма контроля результатов освоения программы: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: педагогическое наблюдение, обсуждение, устный опрос, викторина, конкурс, фестиваль, открытое занятие, самостоятельная работа, индивидуальный проект. Пояснительная записка к плану дополнительного образования МБОУ СОШ им.В.Я. Прошкина с. Шугурово на 2024-2025 учебный год. Направление Название объединения Естественнонауч "Практическая биология " ная Год обучения 1 Возраст 12-16 лет Всего часовв неделю 2 Всего часовв год 88