МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СОСНОВОБОЛРСКОГО РАЙОНА МБОУ СОШ им. В.Я.Прошкина с. Шугурово ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете школы Директор школы: Протокол №1 Приказ № 175 от 31.09.2023г ___________Кротова Л.К. от 31.09.2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной культуры народов России" для обучающихся 6 класса Шугурово 2023г Пояснительная записка Программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» направленна на формирование представлений о морали и духовности традиционных религий, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Особое внимание направлено на эмоциональное развитие обучающихся. Программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» включена в программу внеурочной деятельности. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных и учитывает особенности обучающихся класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне развития и возможностей. Основной и главной формой занятий является игра. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что соответствует Учебному плану основного общего образования МБОУ СОШ им. В.Я. Прошкина с. Шугурово Планируемые результаты освоения курса Личностные обучающийся научится: идентифицировать себя в качестве гражданина России, уважать Отечество, прошлое и настоящее многонационального народа России, чувствовать ответственность и долг перед Родиной; ориентироваться в мире профессий; основным нормам морали, основам светской этики, разбираться в традиционных религиях, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; основам социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; основам здорового и безопасного образа жизни; интериоризации правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; основам художественной культуры как части общей духовной культуры; ориентироваться в художественном и нравственном пространстве культуры; основам экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. обучающийся получит возможность научиться: уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; нравственному самосовершенствованию; веротерпимости, уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; ответственному отношению к учению, к труду; осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности семейной жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи; понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическому, эмоционально-ценностному видению окружающего мира; уважению к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; испытывать потребность в общении с художественными произведениями. Метапредметные Регулятивные универсальные учебные действия обучающийся научится: определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; основами самоконтроля, самооценки, принятия решений. обучающийся получит возможность научиться: обосновывать целевые ориентиры и приоритеты с сылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Коммуникативные универсальные учебные действия обучающийся научится: учитывать позицию собеседника (партнера); организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. обучающийся получит возможность научиться: корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров; осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия; продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия обучающийся научится: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств ее осуществления в разных формах и видах деятельности; освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; начальным формам познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценке своих творческих возможностей; рассказывать о своих ощущениях; распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их; выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния; имитировать различные эмоциональные проявления; понимать различия между людьми. обучающийся получит возможность научиться: контролировать собственное эмоциональное поведение; уважать особенности поведения людей; продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при решении различных задач во внеурочной деятельности; осознанному построению речевого высказывания. Содержание курса Раздел 1. Традиции народов России. Влияние нации на формирование народности. Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи казахского народа. Традиции и обычаи малых народов. Раздел 2. Традиционные религии России. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианские конфессии. Первые мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме. Раздел 3. Влияние культуры на личность. Невозможность жизни человека вне культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру. Раздел 4. Менталитет народов России. Особенности менталитета русского народа. Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых народов России. Раздел 5. Культура и нравственность. Законы нравственности – часть культуры общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть. Честь. Героизм. Патриотизм. Гражданственность. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Формы организации занятий. игры-конкурсы; моделирование ситуацийй; практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая); дебаты; дискуссии; «мозговой штурм»; поисково-исследовательская деятельность. Виды деятельности игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; проекты. Основные методы и технологии развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; информационно-коммуникативная технология; проектная; работа в малых группах. Тематическое планирование № п/п Тема урока Плановые Скорректи- сроки рованные прохожде ния сроки прохождения I. Традиции народов России – 8 ч. 1 Влияние нации на формирование народности. 2 Традиции и обычаи русского народа 3 Традиции и обычаи татарского народа. 4 5 Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. 6 Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. 7 Традиции и обычаи казахского народа. 8 Традиции и обычаи малых народов. 9 10 II. Традиционные религии России — 7 ч. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. 11 Христианские конфессии. 12 13 Первые мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. 14 Народы России, исповедующие буддизм. 15 Течения в буддизме. 16 III. Влияние культуры на личность — 2 ч. Невозможность жизни человека вне культуры 17 Влияние характера личности на её вклад в культуру. 18 IV. Менталитет народов России — 6 ч. Особенности менталитета русского народа. 19 Особенности менталитета украинского и белорусского народов. 20 Особенности менталитета татарского народа. 21 Особенности менталитета башкирского народа. 22 Особенности менталитета казахского народа. 23 Особенности менталитета малых народов России. V. Культура и нравственность — 11 ч. 24 Законы нравственности – часть культуры общества 25 Роль семьи в жизни человека. 26 Православные Софийские соборы. 27 Совесть. 28 Честь. 29 Героизм. 30 Патриотизм. 31 Гражданственность. 32 Культура поведения человека. 33 Этикет в разных жизненных ситуациях. 34 Обобщающее повторение.