МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СОСНОВОБОЛРСКОГО РАЙОНА
МБОУ СОШ им. В.Я.Прошкина с. Шугурово
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом
совете школы
Директор школы:
Протокол №1
Приказ № 175
от 31.09.2023г
___________Кротова Л.К.
от 31.09.2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности "Основы
духовно - нравственной культуры народов России"
для обучающихся 6 класса
Шугурово 2023г
Пояснительная записка
Программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ» направленна на формирование представлений о морали и духовности
традиционных религий, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса
состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно
общественным правилам и нормам. Особое внимание направлено на эмоциональное
развитие обучающихся.
Программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ» включена в программу внеурочной деятельности. Данная программа
обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных,
коммуникативных, регулятивных и личностных и учитывает особенности обучающихся
класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне развития и
возможностей. Основной и главной формой занятий является игра.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель), что
соответствует Учебному плану основного общего образования МБОУ СОШ им. В.Я.
Прошкина с. Шугурово
Планируемые результаты освоения курса
Личностные
обучающийся научится:
идентифицировать себя в качестве гражданина России, уважать Отечество,
прошлое и настоящее многонационального народа России, чувствовать
ответственность и долг перед Родиной;
ориентироваться в мире профессий;
основным нормам морали, основам светской этики, разбираться в традиционных
религиях, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в
становлении гражданского общества и российской государственности; понимать
значение нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
основам социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
основам здорового и безопасного образа жизни; интериоризации правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
основам художественной культуры как части общей духовной культуры;
ориентироваться в художественном и нравственном пространстве культуры;
основам экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления.
обучающийся получит возможность научиться:
уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
нравственному
самосовершенствованию;
веротерпимости,
уважительному
отношению к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
ответственному отношению к учению, к труду;
осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности
семейной жизни, уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи;
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
эстетическому, эмоционально-ценностному видению окружающего мира;
уважению к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в
понимании красоты человека;
испытывать потребность в общении с художественными произведениями.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
обучающийся получит возможность научиться:
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты с сылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
учитывать позицию собеседника (партнера);
организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками;
адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
обучающийся получит возможность научиться:
корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств ее
осуществления в разных формах и видах деятельности;
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
начальным формам познавательной и личностной рефлексии; позитивной
самооценке своих творческих возможностей;
рассказывать о своих ощущениях;
распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их;
выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния;
имитировать различные эмоциональные проявления;
понимать различия между людьми.
обучающийся получит возможность научиться:
контролировать собственное эмоциональное поведение;
уважать особенности поведения людей;
продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при
решении различных задач во внеурочной деятельности;
осознанному построению речевого высказывания.
Содержание курса
Раздел 1. Традиции народов России. Влияние нации на формирование народности. Традиции
и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи
украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и
обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи казахского народа. Традиции и
обычаи малых народов.
Раздел 2. Традиционные религии России. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианские
конфессии. Первые мусульманские государства на территории России. Направления в
исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме.
Раздел 3. Влияние культуры на личность. Невозможность жизни человека вне
культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру.
Раздел 4. Менталитет народов России. Особенности менталитета русского народа.
Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета
татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности
менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых народов России.
Раздел 5. Культура и нравственность. Законы нравственности – часть культуры
общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть.
Честь. Героизм. Патриотизм. Гражданственность. Культура поведения человека. Этикет в
разных жизненных ситуациях.
Формы организации занятий.
игры-конкурсы;
моделирование ситуацийй;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и
раздаточных материалов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
дебаты;
дискуссии;
«мозговой штурм»;
поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
проекты.
Основные методы и технологии
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
информационно-коммуникативная технология;
проектная;
работа в малых группах.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Плановые
Скорректи-
сроки
рованные
прохожде
ния
сроки
прохождения
I. Традиции народов России – 8 ч.
1
Влияние нации на формирование народности.
2
Традиции и обычаи русского народа
3
Традиции и обычаи татарского народа.
4
5
Традиции и обычаи украинского и белорусского
народов.
Традиции и обычаи башкирского народа.
6
Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья.
7
Традиции и обычаи казахского народа.
8
Традиции и обычаи малых народов.
9
10
II. Традиционные религии России — 7 ч.
Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии.
11
Христианские конфессии.
12
13
Первые мусульманские государства на территории
России.
Направления в исламе.
14
Народы России, исповедующие буддизм.
15
Течения в буддизме.
16
III. Влияние культуры на личность — 2 ч.
Невозможность жизни человека вне культуры
17
Влияние характера личности на её вклад в культуру.
18
IV. Менталитет народов России — 6 ч.
Особенности менталитета русского народа.
19
Особенности менталитета украинского и
белорусского народов.
20
Особенности менталитета татарского народа.
21
Особенности менталитета башкирского народа.
22
Особенности менталитета казахского народа.
23
Особенности менталитета малых народов России.
V. Культура и нравственность — 11 ч.
24
Законы нравственности – часть культуры общества
25
Роль семьи в жизни человека.
26
Православные Софийские соборы.
27
Совесть.
28
Честь.
29
Героизм.
30
Патриотизм.
31
Гражданственность.
32
Культура поведения человека.
33
Этикет в разных жизненных ситуациях.
34
Обобщающее повторение.