Рабочая программа по внеурочной деятельности «Расти здоровым» для обучающихся 1-4 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Сосновоборского района
МБОУ СОШ им. В. Я. Прошкина с. Шугурово

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор школы

педагогического совета школы

____________________Кротова Л.К.

Протокол №1

Приказ № 175

от « 31 » августа 2023г.

от « 31» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« РАСТИ ЗДОРОВЫМ »
для обучающихся 1-4 классов

Шугурово 2023г.

Пояснительная записка
.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Расти здоровым» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование,
сохранение и укрепления здоровья младших школьников.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение
конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно
из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность —
комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре
одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и
трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают
работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают
детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных
играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.
Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и
те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во
время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех
участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке
взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем
необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в
игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности,
умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку
приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой
неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения
возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности,
инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и
углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные
роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о
повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о
современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи,
упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством
педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,
национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать
силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку,
выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто
сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми
младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками . Они сохраняют свою
художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший
неповторимый игровой фольклор.
Цель программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших
школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в
достижении успеха.
Задачи:

- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой
и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к
одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Расти здоровым» соответствуют целям и задачам
основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ СОШ им. В. Я. Прошкина с.
Шугурово.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются
следующие задачи:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Нельзя не использовать межпредметные связи в программе внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры», так как многие темы
других предметов по своему содержанию достаточно тесно соприкасаются с темами
данного курса.
Связь с математикой. С определёнными математическими понятиями
на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу (это
прямая), в колонну по два, по три - (параллельные прямые), в круг - (окружность) и т.д.
Счет предметов, сравнение предметов, устные вычислительные приемы и т.д. Связь с
литературой. В процессе игры дети знакомятся с русским народным творчеством:
закличками, считалками, песнями, прибаутками, поговорками.
Связь с окружающим миром. Для характеристики того или иного периода
школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую
обусловленность
взглядов, идей. Важно познакомить учащихся
с жизненными
процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной
деятельности.
2.Общая характеристика курса
Программа
внеурочной
деятельности
по
спортивно-оздоровительному
направлению «Расти здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Реализация
программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей
направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не
только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание,
мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех
уроков основного расписания.

Данная работа начинается с 1класса на доступном младшим школьникам уровне,
преимущественно в виде:

подвижных игр

народных оздоровительных игр

прогулок

спортивно-оздоровительных часов

физкультурных праздников

спортивных соревнований
Основные направления реализации программы:
организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных


ситуациях;

организация и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного
характера;

организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе
в любое время года;

организация и проведение подвижных игр, активное использование
спортивных;
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Расти здоровым» состоит из четырёх частей:

1 класс «Современные подвижные игры»:
ознакомление с играми,
требующими командного состава.

2 класс «Старинные народные игры»: ознакомление с играми старины,
культурой и этикетом того времени.

3 класс «Русские народные игры и забавы»: формирование у обучающихся
интеллектуальных способностей, культуры эмоций и чувств.

4 класс «Русские игровые традиции»: формирование у обучающихся чувства
ответственности за свое здоровье, мода и гигиена, профилактика вредных привычек.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует
предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Расти здоровым» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс-33ч. в год, во 2-4 классах по 34ч.
Итого: 135 часов.

Содержание программы внеурочной деятельности
1 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Беседа о здоровом образе жизни.
Тема 2 Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Тема 3 Личная гигиена (2ч)
Что такое гигиена. Правила личной гигиены.
Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения в команде.
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Упражнения для укрепления осанки.
Тема 6 Современные подвижные игры (25ч)
«Мяч по кругу», «Поймай рыбку», «Цепи кованы», «Змейка на асфальте», «Бег с
шариком», «Нас не слышно и не видно», «Третий лишний», «Ворота», «Чужая палочка»,
«Белки, шишки и орехи», «Пустое место», «Круговая охота», «Команда быстроногих»,
«Эстафета с булавами», «След в след», «Мишень», «С кочки на кочку», «Без пары»,
«Веревочка», «Плетень», «Кто больше», «Успевай, не зевай», «День и ночь», «Кто
подходил?», «Караси и щука», «Белый медведь», «Два Мороза», «Охотники и утки»,
«Бомбардировка», «Встречная эстафета», «Метание в цель», «Гонка мячей над головой,
сидя в колоннах», «Подвижная цель», «Мяч соседу», «Передал – садись», «Быстрая
передача», «Бросай – беги», «Не давай мяча водящему», «Гонка мячей по кругу», «Гонка
мячей по рядам», «Встречная эстафета с мячом», «Эстафета с ведением мяча»,
«Перестрелка», «Наперегонки парами», «Ловушки-перебежки», «Вызов номеров»,
«Хитрая лиса», «Наседка и курица», «Зайцы и лиса», «Ловля обезьян»,
«Третий
лишний», «День и ночь», «Ворона и воробьи», «Красочки», « Эстафета».
2 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Беседа на тему «Если хочешь быть здоров…»
Тема 2 Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)
Комплекс упражнений для утренней гимнастики.
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Правила личной гигиены
Тема 4 Профилактика травматизма 2ч)
Правила по ТБ.
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Упражнения для укрепления осанки. Упражнения укрепляющего характера.
Тема 6 Старинные подвижные игры. Культура и этикет (28ч)
«Двенадцать палочек», «Катание яиц», «Чижик», «Пустое место», «Городки»,
«Пятнашки», «Волки и овцы», «Намотай ленту». «Лапта», «Без соли соль», «Чет-нечет»,
«Серый волк», «Ловись, рыбка, большая и маленькая», «Платок», «Кто боится колдуна?»,
«Догонялки на санках», «Лучники», « Волк», «Камнепад», «Горелки», «Шаровки»,
«Штандер», «Рыбки», «Бабки», «Казаки-разбойники», «Пятнашки со скакалкой», «Кот и
мыши», «Птица и клетка», « Али – баба», «Белки, зайцы, мышки», «Двенадцать палочек»,
«Пятнашки», «Хвост дракона», «Чай - чай-выручай», «Пустое место», «Машина едет,
едет. Стоп!», «Светофор», «Колечко», «Выше ножки от земли»,
«Перестрелка»,
«Замри», «Вышибалы», «Капканы», «Прятки».

3 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).
Тема 2 Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Правила личной гигиены.
Тема 4 Профилактика травматизма (1ч)
Правила ТБ.
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Упражнения для укрепления осанки
Тема 6 Русские народные игры и забавы (29ч)
«Щука», «Водяной», «Третий лишний», «На золотом крыльце сидели», «Кандалы»,
«Ворота», «Слон», «Козёл», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Прыгуны», «Лошади»,
«Птичка и клетка», «Северный и южный ветер», «Бой петухов», «Караси и щука», «Лиса в
курятнике», «Река и ров», «Горячая картошка», «Заяц без логова», «Подвижная цель»,
«Бредень», «Заколдованный замок», «Али – баба», «Два Мороза», «Жар – птица»,
«Перетягивание воза», «Горелки», «Гуси – лебеди», «Бой петухов», «Лапта»,
«Блуждающий мяч», «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Кот и мыши»,
«Жмурки», «Гори, гори ясно!», «Птицелов», «Охотник и зайцы», «Волк», «Карлики и
великаны», «Чай – чай выручай!», «Вышибалы», «Штандер», « Мышеловка», эстафеты с
мячом «Перенеси мяч», эстафеты зверей, эстафеты «Вызов номеров», эстафеты «Весёлые
старты», эстафеты с обручами, эстафеты «Быстрые и ловкие».
4 класс
Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)
Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).
Тема 2 Здоровье в порядке - спасибо зарядке! (1ч)
Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Тема 3 Личная гигиена (1ч)
Что такое гигиена. Правила личной гигиены.
Тема 4 Профилактика травматизма (1ч)
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.
Тема 5 Нарушение осанки (1ч)
Упражнения для укрепления осанки
Тема 6 Русские игровые традиции (29ч)
«Зазывалки», «Жребий», «Волки во рву», «Волки и овцы», «Медведь и вожак»,
«Водяной», «Невод», «Чехарда», «Птицелов», «Жмурки», «Дуга», «Кот и мышь»,
«Ляпка», «Заря», «Гуси», «Удар по веревочке», «Зайки», «Прыганье со связанными
ногами», «У медведя во бору», «Гуси», «Бой петухов», «Переездной конь», «Зелёная
репка», «Дударь», «Капустка», «Солнышко», «В круги», «Медом или сахаром»,
«Горячее место», «Бездомный заяц», «Скакалка-подсекалка», «Коршун и наседка»,
«Медведь и вожак», «Пастух и стадо», «Мышеловка», «Филин и пташки», «Птицелов»,
«Воевода», «Лиса в курятнике», «Капканы», «Двенадцать палочек», «Гори, гори ясно!»,
«Пустое место», «Чехарда», «Штандер», «Караси и щука», «Два Мороза», «Вышибалы»,
«Рыбки».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « РАСТИ ЗДОРОВЫМ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты:

целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;

освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности
принять на себя ответственность;

развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на
основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и
физические ресурсы стрессоустойчивости;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:

умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои
действия;

планирование общей цели и пути её достижения;

распределение функций и ролей в совместной деятельности;

конструктивное разрешение конфликтов;

осуществление взаимного контроля;

оценка
собственного
поведения
и
поведения
партнёра
и
внесение необходимых коррективов;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить дополнительную информацию по
содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои
правила игры на основе знакомых игр;

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в
командных видах игры);

адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности
является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений,
высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное
развитие.

двигательная подготовленность как важный компонент здоровья
учащихся;

развитие физических способностей;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

развитие психических и нравственных качеств;

повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия
физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической активности;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных
игр и соревнований;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Тематическое планирование по курсу
1 класс

№ п\п
1
2
3
4
5
5
6
8
9

Наименование разделов и тем занятий
Здоровый образ жизни
ОРУ. Беседа о здоровом образе жизни
ОРУ. Комплекс упражнений утренней гимнастики
Личная гигиена
ОРУ. Что такое гигиена.
Правила личной гигиены.
Режим школьника
Профилактика травматизма
ОРУ. Инструкция по ТБ
ОРУ. Правила поведения в команде
ОРУ. Упражнения для укрепления осанки
ОРУ. Игры
Общее количество часов по программе

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
25
33

Тематическое планирование по курсу
2 класс

№ п\п

Наименование разделов и тем занятий

Кол-во
часов

1

Здоровый образ жизни
ОРУ. Беседа на тему «Если хочешь быть здоров »

1

2

Здоровье в порядке-спасибо зарядке
ОРУ. Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

1

Личная гигиена
3
4
5
6
7

ОРУ. Правила личной гигиены
Профилактика травматизма
ОРУ. Правила по ТБ.
Нарушение осанки
ОРУ. Упражнения для укрепления осанки
ОРУ. Упражнения укрепляющего характера.
Старинные подвижные игры
ОРУ. Игры

1
1
1
1
28

Общее количество часов

34

Тематическое планирование 3 класс

№ п\п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем занятий
Здоровый образ жизни
ОРУ. Кого мы можем считать здоровым человеком (беседа).
Здоровье в порядке - спасибо зарядке!
ОРУ. Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Личная гигиена
ОРУ. Правила личной гигиены.
Профилактика травматизма
ОРУ. Правила ТБ
Нарушение осанки
ОРУ. Упражнения для укрепления осанки
Русские народные игры и забавы
ОРУ. Игры
Общее количество часов

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
29.
34

Тематическое планирование
4 класс
№ п\п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем занятий
Здоровый образ жизни
ОРУ Кого мы можем считать здоровым человеком
Здоровье в порядке - спасибо зарядке!
ОРУ Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Личная гигиена
ОРУ Что такое гигиена. Правила личной гигиены.
Профилактика травматизма
ОРУ Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.
Нарушение осанки
ОРУ Упражнения для укрепления осанки.
Современные подвижные игры
ОРУ. Игры.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
29

Общее количество часов

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».